Коррекция мелкой моторики рук - Коррекция мелкой моторики

Проблема развития связной устной речи учащихся приобретает в современной методике начального обучения все большую актуальность. От того, насколько точно, четко, лаконично и целесообразно в соответствии с конкретной речевой ситуацией ребенок умеет выражать свои мысли, зависит эффективность процесса общения. Во-вторых, это продиктовано увеличением роли устного слова в культурной жизни страны, так как наиболее ценимым в наше время стало умение говорить без подготовки, спонтанно. Решение этой проблемы невозможно без целенаправленного и последовательного формирования и развития умений, связанных с овладением структурой устных высказываний различных типов и стилей речи, и усвоения основных понятий в области развития устной речи.

Подборка коррекционных игр и упражнений по развитию мелкой моторики руки

В связи с этим остро встает вопрос об особенностях обучения детей с отклонениями в речевом развитии в условиях общеобразовательной школы. Содержание, технологию обучения таких детей следует строить с учетом специфики их познавательной деятельности и речевого развития, особенностей личности. Каждый ребенок, имеющий проблемы в развитии, может достигнуть значительных успехов, если ему будет обеспечена педагогическая помощь в обучении и воспитании. В целях совершенствования речевой деятельности следует особое внимание уделить развитию мелкой моторики.

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики руки? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. В системе коррекционно-развивающих занятий с нарушениями речи я использую упражнения, развивающие движения пальцев рук.

Совместно с воспитателем используем различные пособия для развития мелкой моторики детей: Для развития кинестетической основы движений руки начинаем с простых упражнений без речевого сопровождения:. Большая ценность заключается в упражнениях с бумагой: Перед ребенком положен скомканный лист писчей бумаги. Нужно, пользуясь всеми пальцами обеих рук, разгладить его так, чтобы он не топорщился и чтобы ни один его край не остался загнутым. Затем то же самое сделать, пользуясь одно рукой, затем двумя большими пальцами, повторить то же указательными и т.

Одним из видов работ на уроках и во второй половине дня используем пальчиковую ритмику сочетание движений с речью. Использование пальчиковых игр на практике показало, что любимые детские упражнения это: Ритмичные движения пальцами вместе и врозь. Пальцы расцепить, ладони в стороны. В нашей системе коррекционно-развивающих занятий широко используется игровой самомассаж кистей рук как эффективное и универсальное средство реабилитации тонких движений у детей-инвалидов, Клочков Дима, Понамарёва Лиза, Елисеев Егор как средство коррекции.

Игровой самомассаж является прекрасным средством совершенствования таких психических функций, как внимание, память словесно-логическая, моторная, тактильная, эмоциональная, рефлекторная , зрительно-моторная координация. В игровой, непроизвольной форме происходит развитие речевой и творческой сфер детей. Предлагаем познакомиться с некоторыми массажными приёмами. Солнышко лучами Гладит нас, ласкает. Солнце, как и мама, Лишь одно бывает. Предварительно попросите ребёнка изобразить солнышко, расправив пальцы массирующей руки.

Направление движения - от кончиков пальцев до лучезапястного сустава. Сорока, сорока, Где была? Дрова рубила, Воду носила, Кашку варила, Деток кормила. Диво дивное — паук, Восемь рук и восемь ног Если надо наутёк. Сеть плести за кругом круг Выручают восемь рук. Принялась она за дело, Завизжала и запела. Ела, ела дуб, дуб, Поломала зуб, зуб. Толстушка — ползушка, Дом завитушка, Ползи по дорожке, Ползи по ладошке, Ползи, не спеши, Рога покажи.

Немецкая народная песенка в пер. Предварительно попросите ребёнка изобразить руками гуся. Можно выполнять массаж продольно и поперечно. Кто там топает на крыше? Чьи шаги всю ночь я слышу? Я усну теперь едва ли.

Кто на розовой заре, Наросистом серебре Барабанит, барабанит По сосновой по коре? Дятел петь захотел, Дятел носом песню спел. Сила удара зависит от угла наклона пальца по отношению к массируемой поверхности. Чем больше угол, тем более сильным и глубоким будет воздействие. В результате систематической работы по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является повышение работоспособности коры головного мозга. Следствием этого улучшается память, внимание, координация движений, ориентировка в пространстве, подготавливается рука к письму, обогащается словарь, речь становится чище.

Таким образом, речевые области мозга частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук, потому что между движениями рук и произнесением слова существует прямая и естественная связь. Образно говоря, руки — это манипуляторы мозга.

В процессе работы по развитию ручной моторики, пользуюсь приемами, описанными в работах , , , , и других. По словам , , развитие тонкой ручной моторики оказывает благотворное влияние на формирование речи и позволяет:.

На практике убедилась, что эти упражнения являются еще и благодатной почвой для развития творческого воображения детей. Пусть это пока на уровне бытовой деятельности, простые движения пальцев, но это уже творчество. Их можно выполнять, как стоя за партой, так и сидя, можно сопровождать словами, стихами или просто проводить без речевого сопровождения.

Единственное, что нужно обязательно учитывать при выполнении таких упражнений — это настроение, которое царит в классе в момент проведения. Если дети спокойные, сопровождаю упражнения словами.

Они помогают пополнять словарный запас детей. Если дети сонные, зевают, тогда для создания в классе атмосферы бодрости выполняем упражнения стихотворные, проговаривая их хором, с усилением или ослаблением силы голоса. При этом слежу, чтобы каждый звук произносили четко, ясно, соблюдая ритм стиха, напоминаю об осанке: Если дети шумные, возятся, не слышат заданий, тогда эти упражнения помогают мне устанавливать тишину на уроке, переключать внимание детей с одного вида деятельности на другой.

Улыбнулся ёжик солнышку улыбнуться раскрыть одну ладошку веером и решил прогуляться по лесу. Покатился ёжик по прямой дорожке прямыми движениями по ладоне раскатать шарик катился — катился и прибежал на красивую поляну ладошки соединить в форме круга.

Обрадовался ёжик и стал бегать и прыгать по поляне зажимать шарик между пальцами. Стал цветочки нюхать прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох. Но вдруг пошел дождик пальчики сложены в щепотку и прикасаются к шарику. Ёжик быстро побежал домой прямые движения по ладошке. Изучение индивидуальных особенностей младших школьников на основе диагностики их готовности к школьному обучению: Лопатина работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Львов — справочник по методике русского языка.

Развитие и коррекция мелкой моторики руки у учащихся младших классов. Для развития кинестетической основы движений руки начинаем с простых упражнений без речевого сопровождения: Виеру Предварительно попросите ребёнка изобразить солнышко, расправив пальцы массирующей руки.

Направление движения - от кончиков пальцев до лучезапястного сустава 2 Круговое поглаживание ладони Сорока, сорока, Где была? Русская народная потешка Производится подушечками 2-го и 3-го пальцев Растирание 3 Граблеобразное круговое растирание ладони подушечками пальцев противоположной руки Диво дивное — паук, Восемь рук и восемь ног Если надо наутёк.

Пальцы слегка расставлены в стороны, как лапки у паука 4 Пиление ладони гребнями пальцев противоположной руки Принялась она за дело, Завизжала и запела. Маршак Обратите внимание ребёнка на то, что суставы сложенных пальцев напоминают зубья пилы Разминание 5 Круговое разминание ладони подушечкой большого пальца противоположной руки Толстушка — ползушка, Дом завитушка, Ползи по дорожке, Ползи по ладошке, Ползи, не спеши, Рога покажи.

Яхнина Вспомните с ребёнком, как медленно ползёт улитка 6 Щипцеобразное разминание мышечного валика локтевого края ладони — Гуси, гуси! Русская народная потешка Предварительно попросите ребёнка изобразить руками гуся. Можно выполнять массаж продольно и поперечно Вибрация 7 Пунктирование м пальцами игра на пианино Кто там топает на крыше?

Давитьянц Имитация падения дождевых капель 8 Поколачивание ладонной впадины кончиком указательного пальца противоположной руки Кто на розовой заре, Наросистом серебре Барабанит, барабанит По сосновой по коре? Мошковская Сила удара зависит от угла наклона пальца по отношению к массируемой поверхности. Чем больше угол, тем более сильным и глубоким будет воздействие В результате систематической работы по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является повышение работоспособности коры головного мозга.

Прошагать двумя пальцами по ладони. Согнуть руки в локтях и показать, как работают ими при беге. Руки под щеку и положить на них голову. Загибание пальцев к себе - А даешь? Разгибание пальцев от себя - Как шалишь? Надуть щеки и слегка стукнуть по ним ладонями. Погрозить пальчиком своему соседу.

По словам , , развитие тонкой ручной моторики оказывает благотворное влияние на формирование речи и позволяет: На терке будем тереть или ножиком тонко порежем? И все дети уже имитируют действия ножа. Мы руками хлоп-хлоп-хлоп, мы ногами топ-топ-топ.

Головою круть-круть, кулачками в грудь, в грудь. Пяточками топ-топ-топ, по коленкам шлеп-шлеп-шлеп. Этот малыш — Дима на средний палец Этот малыш — Кирилл на безимянный палец Это малышка Алина на мезинец. Видимым результатом выполнения этих упражнений является в первую очередь: Развиваем руки — чтобы учиться и писать, и красиво рисовать. Интересные новости Важные темы Обзоры сервисов Pandia.

Коррекция мелкой моторики. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру

Основные порталы, построенные редакторами. Каталог авторов частные аккаунты. Все права защищены Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Минимальная ширина экрана монитора для комфортного просмотра сайта: Мы признательны за найденные неточности в материалах, опечатки, некорректное отображение элементов на странице - отправляйте на support pandia. Производится подушечками 2-го и 3-го пальцев. Граблеобразное круговое растирание ладони подушечками пальцев противоположной руки.

Пальцы слегка расставлены в стороны, как лапки у паука. Пиление ладони гребнями пальцев противоположной руки. Обратите внимание ребёнка на то, что суставы сложенных пальцев напоминают зубья пилы. Круговое разминание ладони подушечкой большого пальца противоположной руки. Вспомните с ребёнком, как медленно ползёт улитка.

Щипцеобразное разминание мышечного валика локтевого края ладони. Пунктирование м пальцами игра на пианино. Поколачивание ладонной впадины кончиком указательного пальца противоположной руки. О проекте Справка О проекте Сообщить о нарушении Форма обратной связи. Авторам Открыть сайт Войти Пожаловаться. Архивы Все категории Архивные категории Все статьи Фотоархивы.

Лента обновлений Педагогические программы. Правила пользования Сайтом Правила публикации материалов Политика конфиденциальности и обработки персональных данных При перепечатке материалов ссылка на pandia.