Лево право 1 класс - Учим ребенка определять где право, где лево?

Учимся ориентироваться на листе бумаги. Знакомимся с планом и картой. Как научить ребенка отличать правое и левое? Что делать, если ребенок постоянно путает, где у него левая, а где правая рука? Какие игры нам могут помочь? Как заниматься с детьми разного возраста дома? Ответы на эти вопросы — в статье.

Регулярно — это значит примерно 4 раза в неделю по минут игры. А еще лучше — ежедневно по минуток. Ежедневные веселые мини-игры-пятиминутки гарантируют надежный результат в достаточно краткое время. Дополнительно к играм нужно постоянное доброжелательное напоминание во время рисования, игр, лепки, конструирования, одевания на прогулку о том, какая рука что делает и как нам помогает. В игре малыш быстро запоминает, где право и где лево и перестает путаться.

Примерный возраст, в котором малыш может освоить различия этих двух понятий и начать без ошибок ими пользоваться — это пятый год жизни. А уже в три года показывает, где у него правая ручка, а где левая ручка. Сначала у детишек Вы сможете увидеть помогающие им жесты. Или чтобы определить, где у него правая рука, начинает ей двигать.

В дальнейшем вместо движения появляется только взгляд в нужную сторону или еле заметный жест. Например, когда мы учим различать правую и левую руку, то объясняем так: А что делает левая рука? Или во время рисования: Где твоя правая ручка. То есть упоминаем сразу обе руки. После этого мы повторяем игру, но играем уже с правой ножкой. Так малыш знакомится со своим телом.

Для детей постарше можно использовать стихотворения и делать под них движения. При одевании ребенка можно приговаривать строчки из этого стихотворения Елены Благининой: Это — с левой ножки! Это — с правой ножки! Я умею обуваться, Если только захочу. Я и маленького братца Обуваться научу.

Вот они — сапожки. Этот — с левой ножки, Этот — с правой ножки. Если дождичек пойдёт, Наденем галошки. Эта — с правой ножки, Эта — с левой ножки. Мячик упал вниз — бух! На качелях качаемся вверх — вниз, вверх — вниз , вперед — назад беги ко мне, догоняю.

С малышами можно сделать простую аппликацию, которая научит ориентироваться не только в комнате, но и на листе бумаги. Например, сделать платочек или салфетку для куклы или другой игрушки.

Вам понадобится набор вырезанных из цветной бумаги геометрических фигур: Покажите малышу образец платочка с аппликацией, который Вы сделали. Пусть любимая игрушка ребенка попросит малыша помочь ей и подарить точно такой же платочек. Рассмотрите внимательно образец вместе с малышом: Если есть уголочки, то сколько их — три уголочка или четыре уголочка? Назовите формы — это круг, а это квадрат.

Опишите словами, как расположены фигуры. Так мы и сделаем! Самые простые орнаменты состоят из 2 фигур например, на одном коврике, салфеточке или платочке приклеены круг и квадраты.

Более сложные — из трех разных геометрических фигур. Сначала малыш выкладывает фигуры на своем платочке, и только потом приклеивает.

Никогда малыш не должен видеть, что его рисунок или аппликация после игры выбрасывается! Сказать, что пригласит гостей и покажет им новую салфеточку.

Только тогда Вашему ребенку будет и в дальнейшем интересно заниматься с Вами. В самых простых играх с мозаикой мы тоже можем начать знакомить ребенка с пространством и учить ориентироваться в нем. Покажите малышу детали мозаики подойдет магнитная мозаика с геометрическими разноцветными формами или любая другая мозаика для малышей. Покажите ребенку синие детали — пусть это будет дождик. Дождик кап-кап-кап-кап — капает по крыше, по окошку, по деревьям. Пусть ребенок сделает дождик на игровом поле из синих деталек и научится заполнять деталями равномерно всё игровое поле мозаики.

Вот какой дождик у нас пошел! Важно, чтобы малыш располагал детали по всему игровому полю, а не ставил кучкой где-то в центре или сбоку. В следующий раз попробуйте разложить другие детали, придумав, что же это будет. Белые детали могут быть летающими снежинками. А желтые — осенними листочками.

Красные — конфетами на столе, а крупные детали — воздушными шариками, которые летят в небо. Много мелких разноцветных деталей может быть салютом в небе. А потом сделайте солнышко вверху игрового поля, собрав желтые детали в круг. Дополнительно можно собрать рядом с солнышком облачка из белых деталей.

В следующей игре с мозаикой пусть полетят наши листочки — куда они летят? Давай на них подуем — дует ветер! Куда мой листочек полетел?

А твой куда полетел? Когда малыш подрастет, наши листочки будут летать еще и вправо или влево. Куда твой листок полетел? А мой сейчас полетит влево. Я подую на него. В этой очень простой игре малыш начинает ориентироваться на плоскости, понимать, где верх, а где низ, видеть ограничение игрового поля его сторонами правой и левой.

Примерно на четвертом году жизни малыш уже различает и называет свою правую и левую руку. А в лет ребенок учится определять направление по отношению к себе. Поэтому во всех играх с детьми лет взрослый стоит так же, как и ребенок лицом в одну сторону — показывая и подсказывая на первых порах. Попросите малыша выйти за дверь и спрячьте игрушку. Когда он зайдет в комнату, скажите ему путь к игрушке. Примерный путь может быть рассказан так: А теперь один шаг назад, поверни налево ребенок выполняет.

Потом можно увеличить количество команд до 5 и даже более. Когда ребенок освоит эту игру, то усложните ее. Во втором варианте игры малышу нужно назвать направление, в котором он идет. Вот как это делается. Вырежете из цветной бумаги или цветного картона стрелки разного цвета и разложите их на полу. Куда же тебе надо идти? Куда она тебя ведет? Когда малыш освоится с названием разных направлений, то поменяйтесь ролями с ребенком. Пусть он спрячет игрушку, а Вы ее будете искать. Детям очень трудно дать инструкцию.

Математика в 1 классе. Расположение предметов в пространстве

Поэтому помогайте малышу вопросами: По желтой стрелочке, значит, направо. А сколько шагов сделать? Эту игру можно проводить от имени сказочного героя: Или Старуха Шапокляк спрятала любимую игрушку Чебурашки, и мы ему помогаем разыскать ее. Можно поиграть и по-другому с любым любимым героем ребенка, который будет отдавать команды например, мальчики любят чтобы им отдавали команды их любимые герои — воины.

В эту игру можно играть и дома, и в дороге. Посадите малыша к себе на колени или сядьте рядом с ним за стол. Положите кулачки на стол на ноги, если Вы сидите на диване и попросите ребенка положить его кулачки.

Спрашиваем малыша, где у него правая рука, а где левая? Если Ваш малыш часто ошибается, то можно положить картинки — подсказки: Если Ваш малыш — левша, то всё будет с точностью до наоборот. Задача ребенка — убежать от Вас так, чтобы Вы ни разу не успели его задеть. Если Вы используете картинки- подсказки, то постепенно можно их будет убрать — например, сначала оставить только подсказку для правой руки, а потом и она станет не нужна.

Малыш начнет убирать нужный кулачок без подсказок — картинок. Под одну из игрушек или в одну из игрушек спрячьте сюрприз. Вы стоите так же, как и он — то есть если ребенок смотрит на окно, то и Вы смотрите на окно. Начинаем искать наш сюрприз. Некоторые дети, особенно мальчики, любят искать не сюрприз, а клад. Говорим путь к нашему кладу или сюрпризу: А теперь повернись два раза влево.

А теперь три раза вправо. Пусть прыгают на здоровье! Если ребенок правильно выполнил команды, то в конце игры он смотрит на игрушку, которая спрятала сюрприз для него. Если малыш неправильно выполнил Ваши команды, то он ищет сюрприз под игрушкой и …не находит.

Значит, надо попробовать еще раз. Снова встаем лицом к окну и пробуем. Некоторые дети любят складывать полученные в игре сюрпризы в свою шкатулочку или коробочку. Некоторые — дарят мамам или друзьям. Но в любом случае сюрприз всегда приносит радость малышу!

Даже если пришлось три раза его искать. В игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой. Сначала разучиваются движения игры. Вот какие движения можно использовать в игре для различения направления право и лево: Можно придумать и свои движения, в которых нужно отличать право и лево вверх и вниз, вперед — назад или другие направления. Водящий придумывает название корабля. В дальнейшем можно давать задания с действиями: Задача игроков ребенка или детей — не ошибиться.

Когда дети освоятся с игрой, можно ее усложнить. Посадите на стол или диван игрушек.

В.Берестов "Где право, где лево" (диафильм) - Литературное чтение 1 класс

Они должны сидеть спиной к малышу! Нужно, чтобы ребенок и игрушки располагались лицом в одну сторону и сидели в рядок. Потом попросите малыша отвернуться и закрыть глаза. Или можно закрыть игрушки непрозрачным платком. И поменять игрушки местами.

Малыш открывает глаза — и … что же изменилось? Кукла сидела вправо от меня, а медведь влево. Малыши садятся на коврик в ряд. Один малыш — ведущий закрывает глаза. Остальные быстро меняются местами.

Малыш — ведущий открывает глаза и ищет, что же изменилось: А у Наташи, наоборот, в руках был мяч. А теперь мяча нет. Петя сидел справо от меня, а теперь сидит влево. Потом количество изменений можно постепенно увеличивать. Попросите малыша догадаться, как узор вышила Красная Шапочка для своей бабушки на ее платочке можно использовать любых любимых персонажей ребенка. Возьмите два одинаковых квадратных листа бумаги.

Это будет игровое поле для Вас, и для ребенка. И вырежете из цветного картона парные одинаковые фигуры — например, зеленый квадрат, синий квадрат, красный треугольник, желтый треугольник, зеленый круг, синий круг и т. Получится два набора одинаковых фигур. Один набор возьмите себе, а другой — ребенку. Мы будем выкладывать на игровом поле разные фигуры. Перед тем, как играть покажите ребенку, как мы будем выкладывать фигурки на квадрате — платочке. Где верх, где низ, где право, где лево. Поставьте перед собой большой лист картона или любую другую вещь, которая станет перегородкой.

Лево, право - как научить ребенка ориентироваться? | xn--80affnb5agibdkmu0b2j.xn--p1ai

Перегородка нужна, чтобы ребенок не видел Ваш узор. Выложите узор на своем листочке. И после этого попросите малыша внимательно послушать Вас и сделать такой же узор. Примерный узор представлен на картинке: Внизу — желтый треугольник. Справа — где у тебе правая ручка? Слева — зеленый круг. В середине — синий прямоугольник. Уберите перегородку и сравните два платочка. Исправьте неточности, если они есть. При более сложной игре ребенку нужно учесть расположение фигур.

И тогда мы говорим, например, так: А малыш сам выбирает ее из набора фигур: Не желтый, не красный, не синий, а какой? Как же ты угадал — зеленый! Значит, что будет вверху платочка? Если ребенку трудно сориентироваться, то помогите ему. Справа нарисуйте ложку правая рука держит ложку , а слева нарисуйте кусочек хлеба левая рука держит хлеб. И когда диктуете — рассказываете, то помогайте подсказкой: Да, там где красная линия. А справа она вышила зеленый треугольник.

Покажи, где зеленый треугольник? А где это справа — где ложка нарисована. А где у тебя правая ручка? Значит, куда надо положить фигурку? Сюжет игры может быть любым и из любой любимой сказки малыша! Для пятилетнего ребенка можно усложнить задание и по-другому — научить правильно называть углы: И в левом нижнем углу — красный треугольник.

В правом нижнем углу — желтый круг. И в левом верхнем углу — желтый круг. Еще один вариант предыдущей игры — игра в магазин. Вы делаете парные карточки для игры как показано на предыдущей картинке с разным расположением фигур на квадрате — основе. Нам нужны два одинаковых набора — один у продавца, другой у покупателя. Малыш должен объяснить продавцу, какой ковер или салфеточку он хочет купить.

Так объяснить, чтобы продавец дал ему именно этот предмет с именно таким узором. Для изготовления игры потребуются наклейки наборы одинаковых наклеек и картон. Карточки делаются из картона в виде длинных прямоугольников, на которые наклеены наклейки в разном порядке: Делаются два одинаковых набора карточек для игры.

Задача — найти пару одинаковых картинок и объяснить, почему эти картинки — пара ребенок может объяснить так: Дети раньше 3 — 3,5 лет обычно не понимают смысла такой игры , ведь на всех картинках похожие игрушки. Они могут на любые картинки сказать, что они одинаковые. Примерно к 4 годам малыш уже может объяснить, чем отличаются картинки — расположением игрушек на них. К этому возрасту ребенок может и рассказать словами, в чем он видит отличия. Или можно поиграть с игрушками и кукольной комнатой, сделанной из большой коробки.

Рассказываем малышу историю о том, что у куклы зайчонка, кенгуренка, бегемотика или другой игрушки — новоселье. И ему нужно помочь расставить мебель. Договариваемся с ребенком, что где будет стоять рядом с окном, слева от него, справа от него, перед столом, за креслом и т. А дальше заполняем ее мебелью по нарисованному плану для малыша этого возраста достаточно предметов, обозначенных на плане плюс обозначения окна и двери.

Как только всё будет готово — празднуем новоселье — приглашаем в гости игрушки, которые поздравят с новосельем, угостятся чаем со сладостями и подарят подарки нашему игрушечному герою.. Есть уже готовый план комнаты для нашей игрушки. Его нарисовал главный друг нашей игрушки Топтыжка или кто-то другой из любимых игрушек малыша. Если малыш ошибается, то игрушка ему говорит: Посмотри, я хотела здесь большой диван поставить, а не круглый стол.

Стол тут неудобно размещать — как из-за него выходить будем? Наша игрушка решила сделать перестановку мебели в комнате, потому что купила новое пианино или новый шкаф или новый стол.

И надо ей помочь — разместить на плане эти предметы, всё проверить — поместится ли здесь, удобно ли будет, а потом уже расставить мебель в комнате.

И уже от этих ориентиров отталкиваться, выполняя задание. Если Вы будете проводить игру с детьми более старшего возраста, то тогда можно усложнить задание — пусть в нашей комнате будет до предметов. А кукла может купить не один новый предмет мебели, а сразу два.

Детей лет уже можно познакомить с тем, что такое карта и как ее читать и научить составлять подробную карту своего пути как идти в гости к другу, к бабушке, к магазину, в детский сад, на игровую площадку, в парк. Сделайте вместе с ребенком карту Вашего двора, района, начертите на ней дорогу в детский сад, в магазин, к друзьям, в детский клуб, в школу. А теперь еще несколько игр для уже подросших малышей — будущих школьников. Эта игра учит сотрудничать друг с другом, и одновременно закрепляет умение ориентироваться в пространстве.

В игре ребенку нужно будет ориентироваться с закрытыми глазами, по слову ведущего. Один игрок — капитан. Их общая задача — переплыть море без кораблекрушения. Морем будет наша комната. В ней посередине расставляются стулья — рифы. Игроку — кораблю завязываются глаза. Капитан ведет корабль, давая ему указания: Теперь можно поменяться ролями. Пытаясь пройти комнату — наше море — с закрытыми глазами, Вы поймете. А своему маленькому капитану помогайте вопросами: Мне остановиться или идти вперед?

Например, если Вы встанете с ребенком лицом друг к другу, то Ваша правая рука будет напротив левой руки ребенка! Чтобы малыш смог это усвоить, нам понадобится прием, предложенный Л. Нарисуйте картинку с веселым человечком мы рисуем человечка так, будто смотрим на него сверху. Там, где у человечка круглый носик — это его лицо, в эту сторону он смотрит. Красная стрелка будет обозначать правую руку, а синяя стрелка — левую. Можно сделать стрелки и другого цвета, но обозначение должно быть постоянным.

Например, у Вас будет правая ручка человечка — это всегда коричневая стрелка. А левая ручка человечка — это всегда зеленая стрелка. Поставьте нашего человечка на план комнаты, с которым ребенок уже знаком по предыдущим играм.

Где будет правая, а где левая рука у человечка? Что будет впереди у человечка, а что позади? Затем поставьте человечка в другое положение на плане комнаты. И предложите малышу прикрепить к нему стрелочки — ручки и сказать, что теперь у человечка впереди, сзади, вправо, влево.

Самое трудное — это когда человечек расположен лицом к ребенку. Пусть ребенок поэкспериментирует, сам попробует занять разные места в комнате, чтобы решить эту задачку. В этой игре ребенок научится ориентироваться на листе бумаги в клеточку. Как сделать игровое поле для игры? Для изготовления игрового поля Вам понадобятся листы бумаги в клетку. Каждая строчка или каждый столбик имеют свое условное обозначение.

Можно нарисовать картинку или подписать буквы или подписать цифры, нарисовать геометрические фигуры. На рисунке Вы видите примерные варианты игрового поля для детей лет. Для первой игры нужно простое игровое поле 5 на 5 клеточек. В дальнейшем можно сделать более сложное игровое поле — 5 на 10 клеточек, или 10 на 10 клеточек.

Как играть в игру? Ведущий — взрослый отмечает на своем игровом поле крестиком, где находится клад. Ребенок, который не видит игрового поля взрослого, должен найти этот клад. Взрослый говорит, например, такой путь: Теперь тебе надо пойти вниз — опустись на 3 клетки вниз. Сравниваем, попал ли ребенок в нужную клеточку — и нашел ли он клад, обозначенный крестиком.

Когда ребенок научится без ошибок передвигаться по игровому полю, то ему задается путь из шагов, а затем и из шагов до клада. Это уже даже не игра, а задание для ребенка, которое поможет ему научиться свободно ориентироваться на листе бумаги.

Дайте ребенку квадрат бумаги и фигуры разного цвета и формы. Вы ничего не показываете, только рассказываете, куда что положить. Вокруг положи 8 красных треугольников так, чтобы они своим острым уголком смотрели на квадрат. Между треугольниками положи маленькие желтые круги. В левом верхнем углу будет зеленый прямоугольник. В правом нижнем углу тоже будет зеленый прямоугольник. Дальше образец узора убирается, и дети выкладывают узор по памяти. Если задание проводится в этом варианте, то нужно использовать для узора не более разных фигур.

Обычно дети с радостью соглашаются и с удовольствием изображают, как они ремонтируют фотоаппарат и в следующей игре уже ошибок не допускают. Это задание можно проводить в игровой форме — попробовать передать разведчикам тайное письмо, составить заколдованную телеграмму в волшебный лес для сказочного персонажа или придумать что-то другое. Понравились наши игры с детьми, которые учат ориентироваться в пространстве?

А захотите поделиться результатами — будем рады комментариям к статье! Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки. Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка". Ася, спасибо за представленные игры для развития ориентировки в пространстве.

Работаю учителем-дефектологом многие игры посмотрела хочу использовать в соей работе. Очень понравилось, что представлены игры последовательно, получилась система. Огромное спасибо за игры для развития ориентировки в пространстве. Работаю учителем по физической культуре в дошкольном учреждении. Многие игры буду использовать в соей работе. E-mail не публикуется обязательно.

Вы можете использовать эту разметку: Поставьте галочку, если хотите получать на почту уведомления о новых комментариях в этой теме. Код с картинки обязательно. ИП Валасина Ася Владимировна ОГРНИП ИНН e-mail: Профессиональный блог о развитии ребенка от рождения до школы. Игры с детьми дома: Тра-та-та, тра-та-та, Поймал дедушка кота, А бабушка — кошку За левую ножку! Топни-ка, ножка ПрАва, понемножку! Топ-топ-топ-топ-топ — топ топаем-переступаем правой ножкой.

Топни-ка левая — Маменька велела! Топ-топ-топ-топ-топ — топ топаем — переступаем левой ножкой Ай, деточка, попляши! Благинина Я умею обуваться, Если только захочу. Сделай узор на платочке. Игры для детей лет: Говорим небольшой стишок и в ритм стихотворения стучим кулачками: Кулачками мы играем, Руки быстро поднимаем! Ведущий всматривается вдаль и кричит: Снова водящий всматривается вдаль и кричит: Выкладываем на пол 10 карандашей палочек, камешков или любых других предметов, которые будут обозначать шаги.

Малыш правильно выполнил задание — идет вперед на один шаг встает около следующего камешка или карандаша. Как только малыш стал капитаном, Вы меняетесь ролями, и он придумывает, какой корабль плывет. Причем ребенок может придумать и новые движения, которых не было в предыдущей игре.

С группой детей можно провести игру так. Малыши стоят в ряд. Если кто-то ошибается, он делает шаг назад. Задача — быстрее дойти до капитана. В дальнейшем, когда малыш освоит игру, можно сделать его водящим.

Есть три варианта игры: Игры для детей лет. Играет пара игроков, игровое поле у них одинаковое. Шпаргалка для родителей" Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка". Оставить комментарий Нажмите, чтобы отменить ответ. Библиотека игр, картинок и практических материалов для подписчиков сайта Воспитателю детского сада Готовим к школе Детская психология Детские писатели и поэты Добрые сказки и стихи История для детей Лучшие книги для лучших мам Малыш на прогулке Мир вокруг нас Времена года: