Понятие и структура метода обучения - Методы обучения.

Понятие и сущность метода, приема и средств обучения. Понятие и сущность метода, приема и средств обучения Метод в переводе с греческого языка означает буквально путь к чему-либо обозначает способ деятельности, направленной на достижение определённой цели. Метод в переводе с греческого языка означает буквально путь к чему-либо обозначает способ деятельности, направленной на достижение определённой цели. В педагогической литературе существуют различные подходы к определению сущности метода обучения: Педагоги-исследователи, разрабатывающие проблемы методов обучения, предлагали собственное видение сущности метода, акцентируя внимание на определенной его стороне.

Приведем ряд определений для самостоятельного анализа: Все вышеупомянутые определения не противоречат, а дополняют друг друга. Средствами обучения являются все приспособления и источники, которые помогают учителю учить, а ученику учиться. Поскольку методы обучения имеют множественную характеристику, то их можно классифицировать по нескольким основаниям.

Одна из первых относится к концу 20 г. В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения. Рассмотрим сущность наиболее обоснованных из них. Упражнения, тренировка, самоуправление и другое. Одобрение, похвала, порицание, контроль и другое. Эту классификацию еще в году предложили И. Они отметили, что многие прежние подходы к систематизации методов обучения основывались на различии их внешних структур или источников.

Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, характера их учебной деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества учащихся и должны служить важным критерием выбора метода.

Скаткин предложили выделить пять методов обучения, причем в каждом из последующих степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает: При рецептии используются все источники информации слово, наглядность и т. Управляющая деятельность педагога ограничивается организацией восприятия учащимися знаний.

Деятельность обучаемых заключается в восприятии, осмыслении, запоминании сообщаемой информации. Деятельность обучаемых заключается в овладении приемами выполнения действий, отдельных упражнений при решении задач; освоении инструкций, алгоритмов, образцов практических действий.

Главное преимущество этого метода, как и рассмотренного выше объяснительно-иллюстративного метода, экономность. Он обеспечивает возможность передачи значительного объёма знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. Прочность знаний, благодаря возможности их многократного повторения, может быть значительной.

Человеческая деятельность может быть репродуктивной, исполнительской или творческой. Репродуктивная деятельность предшествует творческой, поэтому игнорировать её в обучении нельзя, как нельзя и чрезмерно увлекаться ею. Репродуктивный метод должен сочетаться с другими методами. Метод получил название частично-поискового потому, что учащиеся не всегда могут самостоятельно решить сложную учебную проблему от начала и до конца.

Поэтому учебная деятельность развивается по схеме: Деятельность учащихся заключается в активном участии в эвристических беседах, овладении приемами анализа учебного материала с целью постановки проблемы и нахождения путей ее разрешения. Деятельность обучаемых заключается в освоении ими приемов самостоятельной постановки проблем, разработки исследовательских заданий, нахождения способов их решения и проверки полученных данных и др.

Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение знаний, поэтому его недостатками являются значительные затраты времени и энергии учителей и учащихся. Применение исследовательского метода требует высокого уровня педагогической квалификации. Сущность данных методов можно представить в следующей таблице Классификация методов по характеру деятельности обучаемых.

Уровни умственной деятельности ученика. Применение в типах обучения. Ученик работает с помощью учителя. Проблемное развивающее, личностно-ориентированное обучение с использованием активных форм и методов обучения.

Самостоятельная деятельность или под руководством учителя. Эти методы могут быть представлены схематично: Методы устного контроля и самоконтроля. Методы письменного контроля и самоконтроля. Методы лабораторного контроля и самоконтроля. Как следует из вышепредставленного материала, методы обучения определяются в различных классификациях с учетом их практических функций и возможностей организации обучающего взаимодействия педагогов и учащихся.

Однако целостный процесс обучения обеспечивается единой классификацией методов, которая в обобщенном виде включает в себя все остальные классификационные характеристики. Рассмотрим оптимально подходящую для использования в педагогической практике классификацию методов обучения по основным этапам обучающе-познавательного процесса: Представим более детально указанные группы методов.

Каждый метод обучения любой группы имеет свою конкретную сущность, сферу применения, приемы обучающего взаимодействия. Раскроем суть некоторых методов обучения, которые более широко используются в различных классификациях.

Рассказ представляет собой монологическую форму устного повествовательно-сообщающего изложения учебного материала педагогом или учащимися. В рассказе акцентируется внимание обучающихся на конкретных фактах, их взаимосвязи, что мобилизует слуховое восприятие и воображение школьника. В процессе рассказа происходит не только усвоение учащимися фактов, но и обучение их умению последовательно излагать материал. Рассказ используется при изучении тех предметов, в содержании которых преобладает фактический материал описательного характера, требующий образности и последовательности изложения.

Повествование о жизни писателя, об исторических событиях, описание природных явлений - все это обеспечивает глубокое и четкое восприятие фактов. Эффективность рассказа как метода предполагает повышение познавательного интереса учащихся, их мотивации к учению. Этому способствуют содержательные и риторические вопросы педагога, обращенные к опыту учащихся, использование образных сравнений, документов и отрывков из художественных произведений.

Развивающий смысл рассказа заключается в том, что он приводит в состояние активности психические процессы представления, памяти, мышления, воображения, эмоциональных переживаний учащихся. Воспитательный результат проявляется в формировании устойчивого внимания, любознательности, интереса.

Рассказ может быть использован в работе с учащимися любого возраста и на всех этапах школьного обучения. Но наибольший обучающе-развивающий эффект он дает в обучении младших школьников, накапливающих материал и склонных к образному мышлению. К рассказу как методу изложения новых знаний предъявляется ряд педагогических требований: По целям выделяется несколько видов рассказа: Его функция заключается в раскрытии с помощью логических приемов, убедительной аргументации и доказательств существенных свойств изучаемого предмета, научной сути законов, правил, теорем.

Поэтому к объяснению прибегают чаще всего при изучении теоретического материала различных наук, решении различных физических, математических задач, теорем; при раскрытии закономерностей, конкретных причин и следствий в изучаемых явлениях природы и общественной жизни.

Развивающий результат объяснения выражается в активизации мыслительных процессов, формировании у обучаемых умения выявления главного и существенного. Воспитательное значение метода заключается в развитии стремления докопаться до истины, выделять в изучаемом материале главное.

Объяснение как метод обучения широко используется в работе с учащимися всех возрастных групп. Она предполагает наличие у учащихся определенного запаса знаний, необходимых для компетентного участия в обсуждении вопроса. Педагогическая функция беседы состоит в том, чтобы использовать знания и личный опыт учащихся в целях активизации их познавательной деятельности, вовлечения в активный мыслительный поиск, самостоятельное формулирование выводов и обобщений. Беседа требует продуманности и четкости в постановке вопроса.

Опытные педагоги включают элементы беседы в рассказ или объяснение. С помощью диалога осуществляется и проблемное обучение: Развивающий эффект беседы проявляется в формировании у учащихся умений четко и быстро мыслить, анализировать и обобщать, ставить точные вопросы, кратко говорить и ясно выражать свою мысль.

Беседа как метод обучающего взаимодействия учителя с учениками не имеет возрастных ограничений. Дело лишь в различии содержания и глубине обсуждения проблем. Беседа наиболее эффективна для: Существует несколько способов классификации бесед. По назначению выделяются беседы: Вводная беседа проводится обычно перед началом учебной работы.

Перед экскурсией, лабораторными или практическими занятиями, изучением нового материала такие беседы дают значительный эффект. Беседа-сообщение новых знаний чаще всего бывает катехизической вопросно-ответной, не допускающей возражений, с запоминанием ответов , сократической мягкой, почтительной со стороны ученика, но допускающей сомнения и возражения , эвристической ставящей ученика перед проблемами требующей собственных ответов на поставленные учителем вопросы.

Любая беседа формирует интерес к знаниям, воспитывает вкус к познавательной деятельности. В нынешней школе преимущественно используются эвристические беседы.

Учитель, умело задавая вопросы, побуждает учащихся размышлять, идти к открытию истины. Поэтому в ходе эвристической беседы учащиеся приобретают знания путем собственных усилий, размышлений. Синтезирующие или закрепляющие беседы служат для обобщения и систематизации уже имеющихся у учащихся знаний. Лекция предполагает изложение объемного материала, фактов, объективных связей между явлениями, а также краткий вспомогательный диалог.

Лекция представляет собой органическое единство метода и формы обучения. Она вовлекает учащихся в процесс внимательного слушания, визуального наблюдения вспомогательных средств, конспектирования и одновременно организует целостное, законченное учебное занятие. Технология лекционного метода предполагает сообщение учащимся плана, указание на особенности конспектирования, интонационное выделение и повторение главных выводов и обобщений, риторические вопросы, показ иллюстративного материала, эпизодические обсуждения, резюме и краткий анализ литературы.

Развивающий эффект лекции состоит в вовлечении учащихся в поток логического мышления. В воспитательном смысле лекция формирует устойчивое произвольное внимание, навыки конспектирования устной речи, умения ставить вопросы и проводить доказательство.

Лекционная методическая система используется в работе с учащимися, готовыми в физиологическом, психическом и интеллектуальном отношениях к сравнительно длительному напряжению. Школьная лекция может применяться при: Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи с применением блочно-модульного изучения учебного материала. Основные приемы работы с книгой: Этап восприятия учебного материала включает в себя группу наглядных методов, действующих на визуальной и звуковоспроизводящей основе.

Обладая относительной самостоятельностью, эта группа методов чаще всего используется как вспомогательная, углубляющая и расширяющая познание в процессе рассказа, объяснения, лекции, беседы.

Иллюстрация как способ обучающего взаимодействия применяется учителем в целях создания у учащихся с помощью средств наглядности четкого и ясного образа изучаемого явления. Главная функция иллюстрации состоит в образном воссоздании формы, сущности явления, его структуры, связей для подтверждения теоретических положений.

Она помогает привести в состояние активности все анализаторы и связанные с ними психические процессы ощущения, восприятия, представления, в результате чего возникает богатая эмпирическая основа для аналитической мыслительной деятельности учащихся и педагога. Иллюстрации применяются в процессе преподавания всех учебных предметов. В качестве иллюстрации используются натуральные и искусственно созданные предметы: Развивающий эффект иллюстрации связан с активизацией деятельности процессов восприятия и формирования представлений.

Вместе с тем злоупотребление педагогом иллюстративностью приводит к сдерживанию развития мыслительных процессов учащихся. Воспитательное значение использования иллюстративного материала состоит в формировании у учащихся визуальной и слуховой культуры.

Демонстрация является способом обучающего взаимодействия педагога с учениками на основе показа в целостности и деталях реальных событий жизни, явлений природы, научных и производственных процессов в целях их аналитического рассмотрения и обсуждения. С ее помощью расширяется кругозор обучающихся, облегчается процесс усвоения знаний.

Обеспечение первичного восприятия учебного материала достигается демонстрацией учебных и художественных фильмов, их фрагментов, научных экспериментов, реальных процессов в природе и обществе.

Демонстрация применима в работе с учащимися любого возраста. Она включает в свою структуру обязательное собеседование по поводу воспринятого, что помогает учителю диагностировать процесс усвоения знаний учащимися. Проблемная ситуация как метод обучения используется для осуществления проблемного обучения.

Проблемная ситуация возникает в связи с постановкой перед обучаемыми учебно-познавательной задачи, требующей для своего решения мобилизации опорных знаний, повышенной активности мыслительных способностей обучающихся.

Главная функция проблемной ситуации состоит в том, чтобы обеспечить не только знаниевое когнитивное , но и деятельностное овладение учащимися учебным материалом в условиях повышенного интеллектуального затруднения. Этот метод знакомит учащихся с основами диалектического мышления, научного разрешения проблем с противоречием как объективным явлением.

В структуру проблемной ситуации включаются: Обучающее значение проблемной ситуации проявляется в усвоении и свободном воспроизведении учащимися знаний и способов действий.

Игровая ситуация как метод обучения предполагает использование в учебном процессе игровых форм, методов, приемов обучения. Функции игры в учебном процессе состоят в создании эмоционально-приподнятой атмосферы на уроке, облегчающей усвоение материала. В процессе обучения игра моделирует жизненные ситуации или условные взаимодействия людей, вещей, явлений. Развивающий эффект игры достигается за счет импровизации, включения свободных творческих сил учащихся при освоении учебного материала.

Игровая ситуация относится к активным методам обучения см. Учебный лабораторный эксперимент является методом обучающего взаимодействия учителя и учащихся на основе воспроизведения ими в условиях учебной лаборатории естественных процессов и результатов, полученных ранее наукой.

Личное участие обучаемых в воспроизведении различных процессов в лабораториях создает условия для проявления ими самостоятельности, организации деловых обсуждений, принятия совместных решений. Проведение лабораторного поиска-эксперимента предполагает тщательную подготовку приборов, инструктирование учащихся, показ отдельных элементов эксперимента, выполнение работы с контрольной помощью учителя, коллективное обсуждение результатов, установление их связи с ранее изученными знаниями.

Участие обучаемых в лабораторной работе дает учителю богатую информацию не только о степени их теоретической подготовленности, но и об умении применять знания на практике. Значение упражнения в том, что только глубокое понимание приобретенных знаний обеспечивает возможность овладения прочными умениями и навыками. Выполнению упражнений всегда предшествует прочное усвоение теоретического материала учащимися и тщательный инструктаж учителя.

Обучающий результат упражнений проявляется в освоении учащимися системой приемов, способов практического действий.

Методы обучения: понятие, структура, классификация. Характеристика методов обучения в зависимости от источника знаний (одного по выбору).

Упражнение всесторонне и объективно позволяет диагностировать состояние прочности знаний, глубины их понимания учащимися. Как известно, в педагогической практике сложились разные способы обучения, которые основываются на различных видах общения обучающихся и обучаемых: Коллективный способ обучения включает все четыре вышеуказанные формы: В современной школьной практике выделяется пять уровней коллективной учебно-познавательной деятельности: Парное взаимообучение позволяет каждому учащемуся попеременно исполнять роль учителя и обучаемого.

Групповое взаимообучение ставит одного из учащихся в позицию педагога или консультанта по тому или иному предмету. Коллективное взаимообучение предполагает поочередное выступление педагогов или консультантов по специальным вопросам перед всем классом.

Наиболее продвинутые в той или иной теме консультанты могут выступать в качестве помощников учителя в проверке знаний своих товарищей. Взаимообучение активно способствует закреплению знаний учащихся, обогащению друг друга дополнительной информацией, которую школьники добывают самостоятельно, специально для обучающего общения и выполнения функций консультанта. Как убеждает опыт, взаимообучение педагогически целесообразно, если включено в систему других методов.

В диагностическом аспекте взаимообучение активно помогает преподавателю узнать интересы, склонности, способности учащихся. Опорный конспект как метод обучения обеспечивает взаимодействие учителя и учащихся на основе предельного обобщения, кодирования, "свертывания" знаний с помощью условных знаков, символов, схем, графиков, таблиц и их последующего "развертывания", полноценного воспроизведения в сознании учащихся.

Метод широко применим при изучении материала, требующего твердого запоминания в предметах естественно-научного цикла. Обучающее значение опорных конспектов состоит в том, что они позволяют хранить в памяти разнообразные факты и сведения с помощью условных знаков и обеспечивают возможность развертывать учебный материал во всей полноте с помощью опорных сигналов.

Развивающий эффект этого метода обеспечивается за счет интенсивной интеллектуальной деятельности учащихся, необходимости постоянного обобщения, анализа, систематизации знаний, воспроизведения их в сознании. Опросно-ответный метод представляет собой способ обучающего обратно-информационного взаимодействия учителя и учащихся. Функция опроса состоит в выявлении уровня обученности и развития учащихся, закреплении их знаний.

На основе этой информации учитель осуществляет коррекцию процесса обучения, организует систематический контроль за всей учебной деятельностью, обучает приемам и логике устного и письменного изложения знаний. В практике опросно-ответный метод применяется по всем предметам, на всех этапах обучения путем проведения фронтального опроса, привлечения всех учащихся к работе по дополнению ответов основных опрашиваемых, по анализу качества обсуждаемой информации.

Опрос интенсивно совершенствует такие психические процессы, как память, воображение, мышление, речь. Активные методы и формы обучения. Активные методы могут выступать в учебном процессе в качестве. Особенности и характеристики активных методов обучения: Этот метод служит инструментом изучения той или иной проблемы, средством оценки и выбора решений. Под конкретной ситуацией понимают событие, которое включает противоречие конфликт или вступает в противоречие с окружающей средой.

Существуют три основных типа ситуаций, с которыми обычно сталкивается человек в процессе деятельности: Метод анализа конкретных ситуаций насчитывает около 30 модификаций. Мы ограничимся характеристикой лишь некоторых, наиболее распространенных и эффективных.

На конкретном примере демонстрируются закономерности или механизмы социальных процессов, особенности изучаемых явлений, позитивные и негативные результаты деятельности человека или коллективов , эффективность использования различных методов и приемов решения задач.

Аудитории предлагается описание конкретного события и принятых мер по разрешению ситуации и формулируется задача оценить причины, механизмы, значение и следствие ситуации и принятых мер.

Анализ данной ситуации требует обращения к источникам информации. Ученики выступают как участники совместной аналитической деятельности. Получив необходимую дополнительную информацию, каждая группа разрабатывает план действий, прогнозирует конечный результат, создает проекты решений. Процедура метода анализа конкретных ситуаций включает следующие этапы: Проблемные ситуации позволяют приблизить учебную деятельность к естественному процессу познания.

Виды проблемных ситуаций, выделенные Н. И предлагает учащимся попробовать найти ошибку в его рассуждениях. В качестве доказательства своей правоты он приводит следующее объяснение.

Вынесем в левой и правой частях этого равенства общий множитель за скобки. Далее разделим на общий множитель обе части равенства и получим следующее: Изучить и продемонстрировать с помощью средств табличного процессора динамику потребления топливно-энергетических ресурсов топливо, тепловая энергия, электричество на душу населения в Республике Беларусь, а также возможности использования возобновляемых источников энергии и энергоресурсов Беларуси.

Метод инцидента вариант метода анализа конфликтной ситуации. Этапы применения этого метода: Технология данного метода предусматривает исполнение ведущим трех ролей: Как режиссер ведущий инструктирует актеров, распределяет роли и, учитывая разрешение ситуации, как сценарист моделирует ту или иную сцену.

Как менеджер ведущий выполняет следующее: Ведущий может одобрительными репликами подсказать правильность хода. Метод паратеатра может применяться при групповой работе по решению творческих задач. В роли ведущего может выступать главный консультант, назначенный учителем из числа учащихся. Возникновение устойчивого интереса к дискуссии относится к м годам ХХ в. В споре все равны. Каждый выступает и критикует любое положение, с которым он не согласен.

Эмоциональные проявления в качестве аргумента не признаются. От организатора дискуссии требуется создание атмосферы конструктивно-делового обсуждения. Конструктивность обсуждения задается правилами. Существует много вариантов правил. Правда, нередко они близки по выраженным в них требованиям. Организатор отбирает соответствующий вариант.

Традиционно дискуссия рассматривается как критический диалог, деловой спор, свободное обсуждение проблем. Назначение дискуссии заключается в поисках истины посредством сопоставления и столкновения разных точек зрения. Кроме этого, дискуссия является мощным средством соединения теории с практикой; методом формирования обобщенных знаний и навыков творческого мышления; приемы представления идей и выработки убеждений.

Тема дискуссии определяется ее целью, степенью подготовленности участников к обсуждению той или иной проблемы. Эта тема должна быть актуальной, затрагивающей насущные интересы ее участников и содержащей полемический заряд. Для реализации цели дискуссии необходимо тему представить в виде конкретных вопросов, охватывающих в своей совокупности поставленную проблему. Вопросы концентрируют внимание участников дискуссии на приоритетных позициях, вызывают размышление и обмен мнениями.

Основываясь на вышеприведенных правилах дискуссии можно определить условия эффективности ее проведения: Выделяются следующие стадии проведения дискуссии: Представим один из вариантов ведения дискуссии.

Группа участников делится на четыре команды. Команды поочередно выполняют роли новаторов, оптимистов, реалистов, пессимистов. Число перемещений зависит от числа ролей. Таким образом, каждая команда выполняет все роли.

На столах можно поместить таблички с указанием ролей. Этот метод дает большой эффект, так как смена роли ставит всех участников дискуссии в равные условия, снимает конфликтные эмоциональные проявления. Дискуссия может быть использована для подведения учащихся к изучению новой темы.

При этом первый вопрос можно сформулировать следующим образом: Учащиеся разделяются на две группы с противоположными мнениями. Средства, употребляемые в полемике, не обязательно должны быть настолько нейтральными, чтобы с ними соглашались все участники. Каждый из них применяет те приемы, которые находит нужными для достижения победы, и не считается с тем, насколько они соответствуют представлениям других участников полемики о допустимых приемах и средствах.

Поэтому противоположная сторона в полемике именуется противником, а не оппонентом, как в дискуссии.

Понятие и сущность метода и приема обучения - Педагогика

Следовательно, полемика существенно отличается от дискуссии и в отношении цели, и в отношении применяемых средств. Чаще всего метод дискуссии переплетается с методом полемики при ведении спора.

Эта группа методов объединяет около полутора десятка разновидностей учебных занятий, в основе которых лежит принцип коллективного обсуждения проблем. Методы круглого стола можно объединить в следующие группы: На занятие выносится тема, которую необходимо рассмотреть в разных аспектах: На занятие могут быть приглашены компетентные лица в данной области.

Между учащимися заранее распределяются задания для подготовки сообщений по теме. Перед изучением каждого раздела курса учитель предлагает обсудить проблемы, связанные с содержанием данного раздела. Накануне учащиеся получают задание отобрать, сформулировать и объяснить проблемы. На семинаре в условиях групповой дискуссии проводится обсуждение проблем. Метод проблемного семинара дает возможность выявить уровень знаний слушателей в определенной области и сформулировать стойкий интерес к изучаемому разделу учебного курса.

Эти семинары готовятся и проводятся с целью акцентировать внимание учащихся на какой-либо актуальной теме или на наиболее важных и существенных ее аспектах. Тематические семинары углубляют знания слушателей, ориентируют их на активный поиск путей и способов решения рассматриваемой проблемы. Предметом обсуждения на этих семинарах являются новые аспекты известных тем, нетрадиционные способы разрешения уже поставленных и изученных проблем, публикации в средствах массовой информации.

Проводятся для более глубокого знакомства с разными проблемами, к которым имеет прямое или косвенное отношение изучаемый курс или тема. Системные семинары способствуют расширению знаний учащихся, обобщению и систематизации изученного материала, установлению причинно-следственных связей явлений, повышению познавательного интереса.

МОЗГОВАЯ АТАКА мозговой штурм, мозговой обмолот, брейнсторминг. Мозговая атака была предложена А. Осборном в конце х годов ХХ в. Для этого применяются средства, снижающие критичность и самокритичность человека с целью повышения уверенности в себе и проявляющие на этой основе механизмы творческого акта.

Осборна, стимулирование творческой активности достигается посредством четырех правил: Несмотря на то, что мозговая атака по характеру является творческим способом работы, она имеет относительно шаблонные формы.

Существует достаточно большое количество модификаций мозгового штурма. Приведем в качестве иллюстрации две из них. При обычной организации мозгового штурма творцы и критики оказываются вместе и мешают друг другу. Мозговая атака начинается в группах генерирования идей, которые фиксируются и передаются в группы критиков.

Критики отбирают самые перспективные предложения и на их основе доопределяют задачу, которая вновь предлагается группам генерирования идей. Работа повторяется циклически до получения приемлемого результата. Продуктивный вариант мозгового штурма возможен также при следующей групповой организации. Клиент заказчик излагает проблему и несет ответственность за конечный продукт мозгового обмолота.

Клиент должен хорошо знать, к чему он стремится, побуждать участников обмолота на поиски возможно более новых и оригинальных идей. Толкач направляет работу в границах мозгового обмолота, организует деятельность участников по правилам и принципам творческой работы.

Следует отметить, что мозговая атака не является универсальным методом, с помощью которого можно решить все проблемы процесса обучения. По своему характеру мозговая атака является средством организации творческой поисковой деятельности учащихся. Например, учащимся можно предложить для рассмотрения следующую ситуацию. Представьте себе, что ваш самолет потерпел крушение. Все пассажиры живы, но оказались в пустыне с ограниченным запасом продуктов и медикаментов. Необходимо выбрать и проранжировать какие из предложенных в списке вещей нужно взять с собой.

Предварительно один из членов группы выбирается наблюдателем, но остальным участникам о его роли не сообщается. Сравнение коллективной, индивидуальной ошибки, а также учет мнения наблюдателя позволяет выделить лидера в группе. Учитывается степень достоверности текста инструкции и скорость ее передачи. Последний участник команды не рассказывает инструкцию, а выполняет ее. Далее выводятся частные правила сложения двух чисел с разными знаками и двух отрицательных чисел.

Затем для обобщения общего правила им предлагается проверить правильность алгоритма, представленного в виде блок-схемы, отражающей это правило. Ученики поочередно проговаривают действие и оценивают его правильность, исходя из представленной схемы и частных правил. Последний ученик осуществляет сложение чисел, используя только что полученное общее правило. Использование метода глоссирования может придать учебному процессу межпредметный характер. Например, на уроках информатики при организации работы учащихся с базами данных можно предложить им разработать базу данных, в которой будет содержаться словарь терминов и понятий из определенного курса, межпредметной темы или раздела.

Работая над составлением таблицы и пользуясь в дальнейшем базой данных в виде глоссария, учащиеся более глубоко понимают сущность объекта или понятия, а также его взаимосвязи с другими объектами. Его называли в то время методом проблем и связывали с идеями американского философа и педагога Дж. Дьюи, а также его ученика В. В настоящее время суть метода проектов состоит в стимулировании интереса школьников к определенным проблемам, освоение ими некоторого объема знаний, в поиске решения одной или целого ряда проблем посредством проектной деятельности, демонстрации применения полученных знаний.

Метод проектов предполагает всегда самостоятельную индивидуальную, парную, групповую деятельность учащихся, которая выполняется в течение определенного промежутка времени. Для эффективной реализации метода проектов необходимо выполнение ряда условий: Характерными признаками деловой игры выступают: В учебном процессе средней школы могут применяться различные модификации деловых игр: Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе, могут быть следующими: На этапе проведения происходит групповая работа над заданием: Результаты ряда исследований М.

Вопросы и задания для самопроверки. Главная Новости Правила О нас Контакты. Главная Рефераты Контрольные работы Курсовые работы Дипломные работы Другие работы О нас.

Понятие и сущность метода, приема и средств обучения Категория: Педагогика и дидактика Описание: Классификация методов обучения Поскольку методы обучения имеют множественную характеристику, то их можно классифицировать по нескольким основаниям. Традиционная классификация методов обучения по источнику передачи информации и характеру её восприятия. Сначала выделялись практические, наглядные, словесные методы Е. Формирования умений и навыков.

Проверки знаний, умений, навыков. Классификация методов по характеру уровню самостоятельности, активности и творчества познавательной деятельности учеников И. Сущность объяснительно-иллюстративного информационно-рецептивного метода выражается в следующих его характерных признаках: В репродуктивном методе обучения выделяют следующие признаки: Метод проблемного изложения или проблемный метод является переходным от исполнительской к творческой деятельности.

На определённом этапе обучения учащиеся ещё не в силах самостоятельно решать проблемные задачи, а поэтому учитель показывает путь исследования проблемы, излагая её решение от начала и до конца. И хотя учащиеся при таком методе обучения не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они получают хороший урок разрешения познавательных затруднений.

Другими словами, основное назначение метода заключается в раскрытии педагогом в изучаемом учебном материале различных проблем и показе способов их разрешения. При этом деятельность обучаемых заключается не только в восприятии, осмыслении, запоминании и воспроизведении готовых научных выводов и способов действий, но и в прослеживании за логикой доказательств, за развертыванием учителем мыслительных операций постановка проблемы, выдвижение гипотезы, осуществление доказательств и др.

Сущность частично-поискового эвристического метода обучения выражается в следующих его характерных признаках: Сущность исследовательского метода обучения сводится к тому, что: Учащиеся самостоятельно добывают их в процессе разрешения исследования проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов.

Способы учебно-познавательной работы учащихся перерастают в научно-исследовательские умения. Таблица 20 Классификация методов по характеру деятельности обучаемых Метод Вид деятельности ученика Уровни умственной деятельности ученика Уровни знаний Сущность обучения Применение в типах обучения 1.

Первичного усвоения учебного материала, а именно: Закрепления и совершенствования приобретённых знаний, а именно: Бинарная классификация методов обучения М. Махмутова построена на сочетании методов преподавания и методов учения. Бабанскому, который выделил методы: Методы выработки учебных умений и накопления опыта учебной деятельности: Методы закрепления и повторения изученного материала: Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта: Методы стимулирования УПД учащихся: Методы развития познавательных интересов: Методы формирования у учащихся ответственности и обязательности в учении: Методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся: Методы контроля и диагностики эффективности УПД, социального и психического развития учащихся: Конспектирование ведется от первого от себя или от третьего лица.

Конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления. План может быть простой и сложный. Для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озагллавить каждую часть. Обязательно указываются выходные данные автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница. Справки бывают статистические, биографические, терминологические, географические и т.

Она может иметь как положительный, так и отрицательный характер. Проблемные ситуации, возникающие в случае невозможности объяснить новые факты, явления, осознать новый материал при помощи уже имеющихся знаний. Проблемные ситуации, возникающие в случае применения уже имеющихся знаний в необычных условиях, при попытке решения новых задач.

Проблемные ситуации, возникающие в случае появления противоречий между теоретическими знаниями, полученными на занятиях, и реальной практикой. На этом этапе учащиеся работают со статистическими справочниками, материалами, предлагаемыми СМИ; Internet.

Оценка тенденций изменения потребления топлива и энергии за изучаемый период. На этом этапе учащиеся создают с помощью табличного процессора необходимые таблицы, формулы и диаграммы. Изучение возможностей использования возобновляемых источников энергии и вторичных энергоресурсов.

Для выполнения задания учащиеся знакомятся с функциями для осуществления прогноза в табличном процессоре. На этапе оценки задания используются критерии: Излагается результат, который является следствием конфликта. Игроки путем косвенных и прямых вопросов получают дополнительную информацию: Сравнение альтернативных предложений по выходу из конфликтной ситуации, выбор наиболее часто встречающегося решения.

Завязка как стадия развертывания дискуссии может включать: Кульминация , в ходе которой должно проявится в полной мере мастерство ведущего дискуссию. Для того, чтобы развивать ее в рамках задуманной проблемы, вовлекать участников в спор и не оставлять никого равнодушным, ведущий должен: В результате этой работы происходит подготовка участников к сознательному выбору позиции, формированию личного убеждения.

Финал как заключительная стадия дискуссии предполагает получение решения проблемы, формулировку выводов. Однако не редки случаи, когда словопрения прекращаются потому, что участники дискуссии устали говорить. В данной ситуации ведущий дискуссию должен подвергнуть анализу ложные высказывания, ответить на реплики, сформулировать вывод и подвести итог.

Они могут проводиться по материалам предыдущих уроков, по проблемам, предложенным самими учащимися, на основе событий и фактов из жизни, по публикациям в печати. Учебные встречи за круглым столом. Перед каждой такой встречей педагог предлагает учащимся выдвинуть интересующую их тему и сформулировать вопросы для обсуждения. Отобранные вопросы предлагаются гостю круглого стола для подготовки к выступлению и ответов. На круглый стол могут быть приглашены одновременно несколько специалистов, занимающихся исследованием данной проблемы.

Чтобы заседание круглого стола проходило активно и заинтересованно, необходимо настроить учащихся на обмен мнениями и поддерживать атмосферу свободного обсуждения.

Такие встречи целесообразно проводить для учащихся старших классов. Шесть участников игры предлагают по три идеи решения поставленной проблемы. Записывают их в свои бланки, которые по кругу передают друг другу. И так 5 раз. После прохождения индивидуальных бланков через руки всех участников на них оказывается зафиксированным идей. Формирование проблемы для рассмотрения и решения. Определение правил и условий коллективной работы.

Тренировочная сессия интеллектуальная разминка. Упражнение в быстром поиске ответов на вопросы тренировочной сессии. На этой стадии необходимо помочь участникам мозгового штурма освободится от воздействия психологических барьеров неловкости, скованности, стеснительности. Мозговой штурм поставленной проблемы. Генерирование идей участниками мозгового штурма и фиксирование на бумаге выдвигаемых идей экспертами за каждой группой закрепляется один или два эксперта.

Идеи выдвигаются по кругу, время на выдвижение не более 1- 2 минуты. Мозговой штурм заканчивается, когда поток предложений иссякает. Оценка и отбор группой экспертов лучших идей для их дальнейшей доработки. Разработка на основе выбранных идей вариантов решения, действенных на практике. Сообщение о результатах мозговой атаки. Обсуждение итогов работы групп, оценка лучших идей, их обоснование и публичная защита. Ролевые , в которых отрабатывается тактика поведения, действий; выполнение функций и обязанностей конкретного лица.

Этапы проведения деловой игры: В содержание сценария входят: Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.

Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации деловой игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участников.

Этап анализа, обсуждения и оценки результатов деловой игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. Выбор методов обучения Результаты ряда исследований М. Цель и задачи обучения; уровень обученности, который необходимо достигнуть. Содержание учебного материала объем, уровень сложности и принцип его отбора.

Закономерности обучения и соответствующие им дидактические принципы. Уровень учебной подготовленности учащихся, их мотивации учебно-познавательной деятельности учения. Индивидуальные особенности и реальные учебные возможности учащихся возраст, работоспособность, учебная тренированность, выносливость и др.

Отведенное для обучения время продолжительность изучения раздела, темы. Материально-технические, организационные условия обучения. Тип и структура учебного занятия. Применение методов обучения на предыдущих уроках. Количество учащихся в классе. Уровень профессиональной компетентности учителя. Проведите сравнительный анализ представленных в п. Назовите основные классификации методов обучения. Охарактеризуйте систему методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся.

Проанализируйте классификацию методов обучения по основным этапам обучающего познавательного процесса. Какие активные методы обучения Вы знаете? Какие, по Вашему мнению, активные методы обучения более целесообразно использовать на уроках по Вашему предмету?

Какие активные методы обучения являются более эффективными на уроках новых знаний, уроках обобщения, тренировочных уроках? Дайте характеристику трем на выбор активным методам обучения? Расположите по степени значимости факторы, влияющие на выбор педагогом методов обучения см. А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать Административное право как отрасль российского права Административноправовые нормы и отношения Субъекты административного права Правовые форма и методы государственного управления управленческий пр Понятие муниципального права России Принципы и основы местного самоуправления Компетенция местного самоуправления Формы осуществления местного самоуправления Гарантии местного самоуправления Контроль Понятие уголовного права, его предмет и система Понятие уголовного права его предмет и система Наказание Контрольные вопросы Темы рефератов Понятие уголовного права его предмет и система Предметом уголовного права явл Понятие и определение экологического права Экологическое право как отрасль права Принципы экологического права Источники экологического права История развития экологического права Общая характеристика земельного законодательства РФ Предмет и система земельного права Принципы земельного права Правовой режим земель Право собственности на землю и ины Образование в системе философских концепций Право на образование как конституционное право гражданина РФ Государственная политика Российской Федерации в области образования Конституция РФ о международном праве Понятие сущность и основные особенности международного права Международное публичное и международное частное право Соотношение международного и внутригосударственно Место и роль Президента в системе органов государственной власти Российской Федерации Порядок избрания Президента РФ Порядок отрешения Президента Российской Федерации от должности Опыты Упражнения Учебно-производительный труд.

Объяснение Рассказ Беседа Лекция Инструктаж Дискуссия. Чтение Изучение Реферирование Беглый просмотр Цитирование Составление плана, библиографии Конспектирование. Информационно-сообщающий Объяснительный Инструктивно-практический Объяснительно-побуждающий Побуждающий. Исполнительный Репродуктивный Продуктивно-практический Частично-поисковый Поисковый. Индивидуальные Групповые Фронтальные Коллективные. Понятие муниципального права России. Понятие уголовного права, его предмет и система.

Право собственности на землю и ины.