Православная церковь в 17 веке - Церковный раскол в России в 17 веке. Хотели, как лучше…

Добавить в избранное О проекте. Русская православная церковь в XVII веке Вид работы:. Все дипломные по истории. Введение До сих пор, говоря о народной вере, мы имели дело с православной религией. С середины XVII века все меняется. Это разделение положило начало дальнейшему дроблению на религиозной почве. Параллельно государственной церкви возникло множество других церквей -еретических сект. В их создании и развитии самое активное участие принимал народ. Раскол - самое большое по своим последствиям событие XVII столетия и величайшая трагедия, пережитая Россией, так как страна как единое религиозное тело была разорвана.

Заметно ослабление религиозного чувства во многих слоях населения, а вместе с тем его рост, но уже не на официальных, а на сектантских путях.

В результате раскола из лона Церкви, а далее из истории русского государства и общества, исчезла та часть народа, которая во многом составляла духовное ядро православия. Ведь старообрядцы в ту пору - это самая верующая и самая последовательная в своей вере часть нации.

Поэтому они и не пошли на уступки официальному направлению и оказались вне Церкви и как бы вне общества, замкнувшись в собственной среде.

Эта атмосфера, в особенности на первых порах, породила замечательные плоды религиозного подвижничества, нравственной стойкости и даже воскресила на какое-то время древнерусскую культуру, но - в узких, локальных границах, в стороне от магистральных путей исторического развития. Разрыв или раскол прошел через все сословия, затронув и царскую семью. Но больше всего он коснулся духовенства и крестьянства. Крестьянство в массе, по своей консервативности, больше склонялось к староверию и лишь под давлением приняло реформу Никона.

Смысл этой реформы заключался в том, что Никон, став патриархом , решил унифицировать обряд и священные книги, приведя их в единство с греческим православным обрядом и греческими книгами. Патриарху Никону, царю Алексею Михайловичу и их сторонникам казалось, что русские люди, по своей отсталости, за шесть с половиной веков, которые прошли с принятия на Руси христианства, истратили истинно православную греческую веру, и теперь настало время исправить эти ошибки.

Однако явление раскола связаны и с политическими мотивами, которые двигали Никоном и царем Алексеем Михайловичем в их церковной реформе Разумеется, в причинах раскола есть и метафизические закономерности, которые находятся в самом основании России и русской истории. Россия всегда, подпадая искушению власти, двигалась и развивалась путем раскола. При этом идее власти, государственной централизации и всемирного господства приносились в жертву целые сословия и большие культурные ценности.

Так, на новой основе, повторилось при Петре. Что-то похожее произошло и происходит в XX веке: Этот периодический раскол, возможно, соответствует самой природе русской истории… Так или иначе, религиозный раскол XVII века повлек весьма серьезные последствия в истории России.

Актуальность данной курсовой работы в том, что произошедшие в России во второй половине XVII века в результате церковной реформы столкновения различных слоев населения, отразились во всей российской культуре и национальном самосознании. В течение ста лет православная церковь была отстранена от реального участия в жизни страны. Но в наше время ситуация меняется кардинально.

Большинство современных богословов считают, что кризисное состояние духовной культуры нашего общества, связано с падением авторитета религии, которое в свою очередь зародилось особенностями нашей эпохи. Поэтому и свой вклад в улучшении общества они видят, прежде всего, в поднятии социального статуса православной религии и повышении религиозности современного человека.

На протяжении почти столетия православная церковь оказалась почти отстраненной от реального участия в жизни страны и ее граждан. Сегодня ситуация меняется кардинально. Большинство отечественных богословов полагают, что одним из главных источников всех современных общественных проблем является отход людей от истинной веры. Поэтому и свой вклад в совершенствование общества они видят в поднятии социального статуса православной религии и повышении религиозности современного человека Исходя из этого, патриарх Московский и всея Руси Алексий II и первосвятитель Русской Старообрядческой церкви митрополит Алимпий озадачены обновлением общественной нравственности.

Патриарх Московский и Всея Руси Алексий оценивает современное состояние общества следующее: Вместе с тем немаловажная, не кричащая о себе старообрядческая стойкость, духовная и нравственная убежденность могут стать залогом нашей будущей жизни. Анализ церковной реформы и ее последствий для русской духовной культуры не возможен без периодической печати.

Во-первых, расколы в русской церкви наблюдались и в более поздние времена. Во-вторых, расколы не являются чисто русским явлением. Вспомним хотя бы раскол в христианской церкви в году на западно-католической восточно-католическую православную или возникновение недрах католической церкви в начале XVI века протестантского движения.

Кратко, но содержательно, изложено биография Аввакума в статье Степанова С. Жизнь Аввакума была полна резких контрастов в его общественном положении. Упрямый и раздражительный, но в то же время принципиальный и до конца преданный своим идеям, Аввакум Петров Петрович бесхитростно рассказывает про свою жизнь. Озлобление его направлено, главным образом, против патриарха Никона. Автобиография Аввакума, написанная простым и образным языком, является прекрасным литературным памятником и не менее ценным историческим источником по истории раскола.

В монографии Белокурова С. Где говорится о Юрии Крижаниче, который считал необходимым развивать торговлю и промышленность и изменить порядки государственного устройства, работал в России над исправлением богослужебных книг.

Эволюция русской церкви прослеживается автором в широком историко-культурном контексте. В ней обобщен огромный фактический материал и сделаны выводы, не потерявшие своей актуальности в наши дни. Каптерев в очередной раз подверг сомнению выводы целого поколения исследователей, во главе с Н. Субботиным, которые стремились к идеализации роли Никона.

Ученый отметил значение кружка протопопов - "боголюбцев", которые во главе с Иваном Нероновым задолго до Никона начали движение внутреннего церковного возрождения, и показал ужасные последствия Никоновских необдуманных действий. Кроме этого он был первым историком, который подверг сомнению теорию "испорченности" или неправильности старорусского обряда. Он обоснованно доказал, что в русской церкви до середины XVII века был, употребим обряд, который существовал и в Византии до XII-XIII веков, он сохранил ряд черт ранних древневизантийских обрядов, в том числе и двуперстие.

Книга отличается и масштабом источниковой базы, которая делает выводы ученого абсолютно доказанными. Автор рассматривает, историю России, по-своему прослеживая процесс многократного образования и распада Российской империи. В современной литературе о церковной реформе и ее последствиях выделяют небольшое количество работ. Прежде всего, это исследование Головатенко А.

В них рассказывается о деятелях, которые, по мнению авторов, вошли с нею в конфликт. Объект исследования - русская православная церковь в своем развитии, внутренняя политика Российского государства в рассматриваемые хронологические рамки. Предмет исследования - церковная реформа, а также характер и последствия последовавшего после его проведения раскола Русской православной церкви.

Целью данной работы является, характеристика церковной реформы середины XVII века, а также выяснение особенности осуществления церковной реформы патриархом Никоном и ее влияние на духовную культуру старообрядчества. В соответствии с целью исследования предусматривается решение следующих задач: Тема церковной реформы церкви в XVII веке актуальна и до сих пор, так как причиной этого раскола было влияние Запада на Россию.

Выявленная цель и задачи обусловили использование нескольких методов исследования. Работа опирается на сравнительно-сопоставительный метод, позволяющий определить взаимосвязь, а также метод исторической реконструкции, восстанавливающее каждое историческое явление, и системный метод исследования.

Русская православная церковь в XVII веке

Один из основополагающих методов исследования - историко-генетический метод: Историко-генетический метод, рассматривающий явление в его развитии, включает системный анализ: В соответствии со структурно-функциональным методом, элементы системы исследуются в зависимости не только друг с другом, но и с внешней средой.

Поэтому в работе был учтен целый комплекс факторов, определивших сущность произведений церковной реформы: Взаимодействием между собой этих подсистем и их элементов определяется характер и содержание текста, созданного в данное время и в данном месте.

При непосредственной работе с текстами был применен метод компаративного анализа источников. Компаративным анализом, который является междисциплинарным методом, принято считать описание и объяснение сходств и различий исследуемых явлений. На первом этапе данного анализа определяются критерии индикаторы сравнения источников или явлений, на втором - производится описание и объяснение их сравнительных сходств или различий.

Хронологические рамки работы охватывают последнюю треть XVI - конец XVIII в. Нижней хронологической границей является г. Условной верхней границей исследования с точки зрения хронологии выступают - гг. Научная новизна исследования заключается в том, что данная работа является первой попыткой тщательного исследования правового положения Русской Православной Церкви в период проведения церковной реформы.

В процессе исследования была проанализирована реформы Никона, которые ранее не были предметом историко-правового анализа с точки зрения заявленной темы. Было выяснено, что раскол истрачивает реформу высшего церковного управления, и включает в себя изменение правового статуса монастырей и монашества, приходского духовенства и епископата, а также попытки регламентации религиозной жизни подданных. В работе проанализированы ранее неизвестные особенности староверия и механизмы формирования старообрядческой религиозной культуры, рассмотрены основные формы существования староверия с конца XVII до начала XVIII в.

Также обоснована необходимость православного наполнения идеологии современного российского государства и общества с учетом богатого отечественного духовного и исторического опыта. Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты работы могут использоваться в исследованиях культурной и социальной истории России. Материалы курсовой могут быть привлечены при построении учебных курсов по истории и религиоведению.

Церковь накануне и в период преобразований. Помимо общих идей он имел сугубо личные мотивы, побуждавшие его спешить с церковным делом. Не в силах справиться со своими недругами, он, подобно Грозному, готовился покинуть Россию, чтобы вместе со своими близкими укрыться в Англии.

Назначение преданного Иова на митрополию было для Бориса Годунова удачным вариантом, так как даже в узком кругу высших церковных иерархов Иова мало кто принимал всерьез. Без авторитетного руководства церковь не могла восстановить своих позиций. Между тем обстановка острого социального кризиса требовала возрождения сильной церковной организации. В такой ситуации правитель Борис Годунов попытался использовать греческие связи церкви, чтобы добиться учреждения патриаршества в Москве.

Могущество и блеск Российского царства манили греков. В XVI веке обедневшие восточные патриархи вынуждены были все чаще обращаться в Москву за помощью.

Борис Годунов всеми силами старался привлечь на свою сторону духовенство. Задуманная им реорганизация высшей церковной иерархии была мерой прежде всего политической. Правитель Борис Годунов не без основания рассчитывал на то, что патриарший сан укрепит авторитет его ставленника Иова, а раздача новых митрополичьих и архиепископских должностей поможет ему достичь согласия с высшими иерархами.

Борис Годунов готов был заплатить любую цену, чтобы добиться успеха в переговорах с греками. Учреждение патриаршества стало для него вопросом личного престижа.

Принимая решение перенести свою кафедру в Москву, патриарх руководствовался не только соображениями личного благополучия, но и более существенными политическими целями. Византийская церковь не оставляла надежд на избавление своего народа от турецкого ига. Знаменитый Максим Грек связывал грядущее освобождение родины с борьбой России против Турции. Подобно Максиму Греку, патриарх Иеремия также рассчитывал на помощь Москвы в деле освобождения Греции от турок. Но он и его спутники избегали огласки переговоров, связанных с внешнеполитическими целями, боясь мести со стороны турок.

Одновременно с Иеремией в Москву прибыл английский посол Джильс Флетчер. Ему стоило большого труда разузнать о секретных переговорах Иеремии. Записки Джильса Флетчера подтверждают, что Иеремия сам предложил царю перенести патриарший престол из Константинополя в Москву. Грек подкрепил свое решение следующими доводами: В определенной мере решение патриарха было связано с надеждами на создание в Европе мощной антитурецкой лиги, способной освободить Византию от ига.

По словам Джильса Флетчера, Иеремия приехал в Россию, чтобы способствовать заключению союза между царем и испанскими Габсбургами, которые могли оказать наибольшую помощь в борьбе с турками. К участию в лиге предполагалось привлечь также австрийских Габсбургов. Слухи об объединении католических сил не на шутку пугали английского посла, и он, по всей видимости, преувеличивал возможности такой коалиции. Накануне похода непобедимой Армады к берегам протестантской Англии ее дипломатам повсюду чудились интриги и козни папской курии.

По утверждению Джильса Флетчера, Иеремия якобы готов был подчиниться папе римскому, а в дальнейшем подчинить его власти также и русскую церковь. Подозрения такого рода были конечно же неосновательны. Греческие патриоты не теряли надежды на то, что с помощью антитурецкой лиги им удастся освободить Византию от иноземных поработителей.

Лига, включавшая Испанию, Австрию, Московию, Иран и Грузию, должна была организовать одновременное нападение на Османскую империю, с тем чтобы изгнать турок из Константинополя. Перенесение престола в Москву, вероятно, казалось Иеремии средством к тому, чтобы приблизить эту отдаленную цель.

Как только московским властям стало известно о намерениях патриарха, они пустили в ход дипломатическую уловку. Через приставов и других малозначительных лиц Иеремии постарались внушить уверенность в том, что в Москве его ждет блестящее будущее. Но, заключает свой рассказ Дорофей, подобные заявления исходили не от царя и бояр, а лишь от приставов, стороживших патриарха.

Иеремия попал в расставленную ему ловушку, и, не ожидая официального приглашения, объявил приставам: Тайная дипломатия увенчалась успехом, с этого момента переговоры получили официальный характер и стали фиксироваться в документах Посольского приказа. Инициатором обсуждения вопроса о патриархе в думе был, разумеется, не царь Федор, а правитель Борис Годунов.

Смысл его выступления был предельно ясен. Россия ж желала вновь видеть грека во главе русской церкви. Борис Годунов не собирался жертвовать своим ставленником Иовом даже ради учреждения патриаршества в России. Просьбу патриарха правитель соглашался выполнить лишь на условиях заведомо для того неприемлемых. Греку дозволялось основать свою резиденцию в захолустном Владимире, с тем чтобы фактическим главой русской церкви в Москве оставался митрополит Иов.

По решению Боярской думы Борис Годунов отправился на подворье к патриарху. Различные источники, несмотря на содержащиеся в них противоречия позволяют во всех деталях проследить за последующими переговорами. Архиепископ Арсений описал посещение Бориса Годунова как очевидец. Борис Годунов повел дело так ловко, что патриарх решился исполнить волю царя. Но ему воспрепятствовали его советники - митрополит Дорофей, патриарший племянник Дмитрий и двое других греков.

Они обратили внимание Иеремии на то, что русские предлагают ему основать свою резиденцию в захолустном Владимире, а не в Москве. Армянский городок Кукуз был местом заточения Иоанна Златоуста.

Во Владимире, внушали патриарху, он будет в худшей ссылке. Выслушав окончательное мнение Иеремии, Борис Годунов стал настаивать на том, чтобы в московские патриархи был поставлен кто-нибудь из русских. Но патриарх отклонил и эту просьбу, сославшись на то, что он волен распоряжаться только своей кафедрой. По словам очевидцев, правитель покинул патриаршее подворье чрезвычайно опечаленным. Дипломатическая игра была проиграна. Тогда на греков решили воздействовать иными способами.

Годунов на время покинул сцену. Дьяки попытались купить согласие патриарха щедрыми посулами. Они обещали ему дорогие подарки, богатое содержание, города и области в управление.

В то же время патриарху дали понять, что его не отпустят из Москвы, пока он не уступит. Под конец с греками заговорили языком диктата. Переговоры с греками дают наглядное представление о распределении ролей между двумя главными правителями русского государства.

В то время как Борис Годунов предпочитал уговоры и убеждения и употреблял все свое красноречие, Андрей Щелкалов действовал без всяких церемоний. Его угрозы произвели на греков, по-видимому, более сильное впечатление, чем красноречие Бориса Годунова. Тем не менее честь благополучного завершения переговоров с греками выпала на долю Бориса Годунова. Борис Годунов не мог допустить срыва переговоров, получивших широкую огласку, и постарался закончить дело как можно скорее.

Решено было еще раз держать совет с Иеремией о возведении в сан патриарха Иова. Решение о преобразовании московской церковной иерархии было принято еще до того, как дума получила формальное на то согласие патриарха. Греки капитулировали ради того, чтобы вырваться из московского плена. Иеремия представил властям подробную опись церемониала поставления патриарха. Такой порядок выборов главы церкви показался московским властям неудобным.

Вся процедура свелась к чистой формальности.

Церковь и государство в 17 веке. Раскол как социальное явление — Студопедия

Затем была составлена утвержденная грамота об избрании первого московского патриарха, санкционировавшая преобразование высшей церковной иерархии.

Вместо одной митрополичьей кафедры учреждено было четыре. Митрополичий сан получили прежде всего бывший архиепископ Новгородский и Псковский Александр и бывший архиепископ Ростовский и Ярославский Варлаам. Оно декларировало право московской церкви на поставление патриарха без участия восточных патриархов, которых надлежало лишь известить о принятом решении. Право окончательного утверждения русского патриарха всецело принадлежало царю, что закрепляло зависимость церкви от светской власти.

Утвержденная грамота содержала указание на историческую роль Русского государства как оплота вселенского православия. Напомнив о гибели двух столиц Римской империи, составители грамоты адресовали царю Федору следующие слова: Претендовавший на неограниченную власть Иван Грозный ни разу не сослался на нее в своих многочисленных сочинениях. Только при Борисе Годунове эта теория впервые получила отражение в правительственном документе - утвержденной грамоте и таким образом превратилась в официальную доктрину.

Можно ли считать, что Россия при Борисе Годунове выступила с претензиями на роль центра новой мировой империи, преемницы Древнего Рима и Византии? Такое толкование было бы совершенно неверным. В конце Ливонской войны Россия пережила сокрушительное военное поражение.

Со всех сторон ее теснили враги. На первый план правительство Бориса Годунова выдвинуло задачу обороны границ и возвращения русских территорий, утерянных после военной катастрофы. Но и такое предположение было бы необоснованным. Основание патриаршества стало важной вехой в истории русской церкви. Будучи при своем учреждении одной из многочисленных епархий византийской церкви, русская церковь давно стала фактически независимой от константинопольского патриарха.

Преобразование московской митрополии в патриаршество закрепило эту независимость в нормах канонического права. Усилилось влияние русской церкви на международной арене. Вопреки церковным легендам инициатива учреждения патриаршества в России всецело принадлежала светской власти. Преодолев конфликт с руководством церкви в годы опричнины, а затем во время правления Бориса Годунова, московское правительство все больше и больше подчиняло церковную организацию государству.

Вслед за борьбой боярских партий за трон вскоре пошли народные восстания против бояр, усугубившиеся внутренними мятежами и вторжениями чужеземцев. Вся страна от южных границ до крупных городов на Севере, от Пскова и Новгорода до Урала, попал в этот водоворот.

Оказались затронутыми все социальные группировки либо как действующие лица, либо как жертвы событий. Кризис, начавшийся смертью царя Федора 7 января года, продолжался еще в течение долгого времени после избрания царем Михаила Романова в году. С самого начала события приняли форму всеобщего крушения государства, церкви, нравов и бытовых устоев, что сопровождалось ужасающей материальной разрухой.

Всеобщность катастрофы поражала человеческие умы, ставила проблемы перед мыслителями и налагала на сознательных людей определенные обязанности. Теперь трудно представить себе, в каком опустошении находилась в то время большая часть Руси. В западной и центральной частях Руси, уже много перенесших в связи с политикой Ивана Грозного в последней трети XVI столетия, население катастрофически редело.

Затем удар был нанесен Поморью, бывшему еще недавно в полном расцвете своих сил; там тоже после отрядов Лисовского и Сапеги крестьяне еще долго твердили, говоря о пустопорожних землях: Там, где прошли поляки и казаки, очень часто оставалось не более четверти прежнего количества обитаемых дворов и обработанных земель.

Фактически, от прежних пахотных земель почти ничего не осталось. В истории городов и монастырей эти годы характеризуются ужасными разрушениями и убийствами. Разруха и избиения приняли еще более ужасающий характер из-за сопутствующих им обстоятельств: Чувствовалось какое-то непостижимое сцепление преступлений и бедствий.

Шли дикие казни; господствовал отвратительный террор; распространялось пристрастие к иностранным обычаям, склонность к роскоши и пиршествам даже у купцов и крестьян; вскоре наступил голод; везде распространено было лихоимство сильных мира сего, жадность торговцев, особенно зерном и порохом, лекарей; шла гражданская война и совершались вторжения иностранцев; повсеместно распространялось презрение к церковным заповедям; святыня же осквернялась еретиками.

Был такой момент, когда налицо было четыре патриарха: Иов, свергнутый Лжедмитрием; Игнатий, изгнанный после падения узурпатора; Филарет, вначале принятый царем Василием; наконец, Гермоген, законным образом принявший власть!

Церковь оказалась во власти политических интриг. Храмы служили конюшнями для лошадей; перед алтарями кормили собак; блудницы пользовались священными сосудами для обмываний; иконы осквернялись; монахинь заставляли есть мясо во время поста; священники подвергались оскорблениям и пыткам, а верующие, изгнанные в необитаемые места, умирали без исповеди.

Царь, и особенно царица, которая предалась латинской ереси, угрожали самому православию. А потом поляки заняли Москву и самый Кремль. В часы своего досуга священник Иван Савельевич Наседка, бывший свидетелем этих печальных картин и впоследствии возвратившийся в Троице-Сергиев монастырь для служения в монастырской церкви, предоставленной в распоряжение жителей взамен разрушенных приходских церквей, размышлял так: И он в отчаянии плакал.

Авраамий Палицын, келарь Троице-Сергиевого монастыря, писал в году: Мы видим, как в эти годы появляются праведники, отшельники и затворники, вокруг которых собираются толпы взволнованных людей, жаждавших наставления. Своими добродетелями он внушает уважение Сапеге и полякам, которые не осмеливаются трогать его монастырь. Он благословляет на подвиг спасителей страны Скопина-Шуйского, Минина и Пожарского, а впоследствии - Лыкова.

Он таинственно появляется на горизонте истории в горестное для страны время и исчезает вместе с ним в году. Рядом с ним мы видим появление целого сонма праведников. Тут- в Ростове - Тихон, Александр, Пимен и Корнилий, в Пере- славле - Дионисий, на Клязьме возникает по почину неизвестного праведника скит святого Георгия, в Вологде - появляется Галактион. В критические времена Русь, подобно Израилю, имела своих пророков.

Все они вели один и тот же образ жизни, скитаясь в веригах, нередко они привязывали себя к стене своей кельи, не прикасались ни к мясу, ни к рыбе, ни к маслу, но они принимали множество людей, приходивших к ним с душой, полной скорби В те времена многие создают для себя монастыри и скиты: Таким образом, в глубине народной души повсеместно проявлялось стремление к моральному и религиозному обновлению, которое было вызвано страхами и ужасами Смутного времени.

Другим чувством, которому суждено было укорениться в эти годы, было чувство ненависти и сознание непреодолимой пропасти между православными и латинянами. Прежняя ненависть, унаследованная еще от греков, вспыхнувшая снова позже в результате неудачной попытки соединения церквей митрополита Исидора после Флорентийского собора, сначала не выходила из официальных кругов, но уже Брестская уния в году усугубила положение вещей: Рим был объявлен Вавилоном Священного Писания, а папа был назван антихристом.

Все эго узнавалось через выходцев с Запада и из книг; и слухи о тех опасностях, которым подвергалась вера за границей, распространялись широко. В году Мартин, иезуит, сопровождавший Сапегу в Москву, с горестью констатирует: Но теперь уже все население городов и деревень было в ужасном негодовании: Иначе их и не называли. Их соучастника беглого монаха-расстригу Отрепьева принимали за посланца антихриста". Между тем, эти литовцы или белорусы, или эти запорожские казаки, которые называли себя православными и которые, вместе с поляками, грабили монастыри и оскверняли церкви, также не могли быть истинными христианами.

Все эти люди были довольно равнодушны к религии, во всяком случае очень далеки от характерного для Москвы глубокого благочестия. Их нравы вызывали негодование. Поэтому очень легко было заподозрить их в латинизме. Все то, что шло с Юга и Запада, надолго останется у русского народа под подозрением. Но лжепатриарх Игнатий, ставленник Лжедмитрия и его приспешников, которого считали переодетым униатом, был грек. Какое своевременное напоминание о падении греков, соблазненных Римом, наказанных гибелью Константинополя и с тех пор обесчещенных, продажных, оскверненных своей зависимостью от нехристей!

Существовавшее уже около столетия мнение о них ныне подтверждалось печальной действительностью. Таким образом, русские могли рассчитывать только на самих себя: В других местах везде, даже у их братьев по крови и вероисповеданию, православие было загрязнено ересью. И, однако, именно эта Москва чуть было не погибла и была так сурово наказана Провидением! Таковы были переживания, волновавшие русский народ в конце эпохи Смутного времени и начале царствования Михаила Федоровича.

Естественно, что после пронесшейся бури льстившая самолюбию русских идея о превосходстве московского благочестия должна была одержать верх над стремлением к покаянию и реформе.

Народ видел необходимость возрождения, но по причине человеческой слабости он не имел воли заставить себя пойти по этому пути. Но толчок был дан. Несколько избранников взяли на себя выполнение священного долга, однако даже и у них оказались свои собственные своеобразные внутренние настроения.

Они пошли в значительной степени своим путем, не считаясь с толпой; противостояли народным обычаям и нравам, либо приписывали народу слишком возвышенные идеалы. Эго и явилось причиной разногласий между массой верующих и лучшей частью духовенства, а затем должен был неизбежно наступить разлад и в среде самих сторонников реформы. Для него это была, прежде всего, задача организации церковного управления. Сверху согласие между церковью и государством было обеспечено счастливым стечением обстоятельств и оригинальным двоедержавием, состоявшим из рассудительного и авторитетного иерарха и монарха, его родного сына, мягкого и покладистого.

С общего согласия, например, они возобновляют запрет завещать монастырям земельные владения. В отношении провинции, однако, определенно поднимался вопрос о разделении власти: Такой же приказ повторился и в году; подобные же указы, по всей вероятности, были изданы и в других воеводствах. Филарет занимается, главным образом, организацией епархиального управления. Он задумал его по типу приказов, или министерств, царя.

Как у царя имелись собственные владения, так и у него была своя патриаршая вотчина. Она была необыкновенных размеров, охватывая более сорока городов и простираясь от Мезени на Ледовитом океане до Путивля на границе Украины, от Брянска на западе до Вятки на востоке. Она включала города первостепенного значения, такие как Владимир, Кострома, Нижний Новгород.

Позже, в XIX веке, патриаршая область была разделена на шестнадцать епархий. В мае года патриарх заставил царя особой грамотой закрепить свою юридическую власть над церквами, монастырями и церковными владениями этой огромной территории с нравом судить проживавшее там население по всем делам, за исключением уголовных, и собирать все подати и оброки, какие ему будут угодны. Один, называемый Дворцовым, был создан для управления недвижимым имуществом и населением, в том числе и домом патриарха.

Другой, называемый Казенным, был организован для собирания различных податей, накладываемых на духовенство и мирян, и с этой целью вел учет приходов, дворов и земель. Этот приказ, или разряд, ассигновал нужные средства на расходы и занимался общим финансовым учетом.

Третий, и наиболее важный приказ назывался Судным приказом или, чаще, Судным разрядом и занимался чисто церковными делами, наблюдая за дисциплиной, и судил во всех случаях как белое, так и черное духовенство; мирян же судил в исключительных случаях.

Через головы епископов он фактически распространял свою компетенцию над всей русской церковью. Начальниками этих трех министерств были миряне: Дьяки и подьячие занимались письменной работой, а десятники и боярские сыны направлялись на места для сбора податей, также, как и для выполнения специальных поручений.

Все они были миряне. Вся эта бюрократия была занята, главным образом, вопросами материального порядка, финансовыми или полицейскими. Филарет узаконивает и определяет размер податей. Каждый двор священника, дьякона, пономаря или просфирни вносит определенную сумму в патриаршую казну; то же самое производится в отношении земель, лугов, рыболовных гоней, пчельников, стоящих на церковной земле мельниц; опять то же самое в отношении дворов мирян, владельцев земли, будь то зажиточных или бедных, или даже вдов.

Статьи патриарших доходов были самые разнообразные: Существовала точная тарифная сетка. Некоторые из этих сборов взимаются на месте поповскими старостами или заказчиками агентами , являвшимися во всей этой организации единственными избранными лицами из среды духовенства.

Они должны были наблюдать за тем, чтобы без уплаты предусмотренного налога не благословлялись браки, не совершались погребения, ни даже перемещения пономарей или просвирен. Статьи прихода заносятся в списки особых книг с указанием имен, дат и суммы, доставленной в Москву, наряду с ежегодной определенной данью к Рождеству. Горе тому, чьи книги окажутся в беспорядке, или тому, у кого окажется недостаток по сравнению с предшествующими взносами, горе особенно тому, кто просто поскряжничает и утаит что-то в надежде, что это скроется через чаевые патриаршим писарям: В глазах патриарха и его чиновников, а также и городских властей, священник отнюдь не являлся посланцем Бога, облеченным сверхчеловеческими полномочиями: Таким образом, патриаршая область была снабжена сильным административным аппаратом, который в дальнейшем в основных чертах позаимствуют и другие.

В качестве главы Церкви Филарет являлся для управления других епархий, правда, юридически не четко выраженным, но неоспоримым авторитетом. Если он, несмотря на решение собора года, мало интересуется созданием на Волге, например в Нижнем, новых епархий, что уменьшало сферу его непосредственного владычества, то он уже без колебаний отрезает от Вологодской епархии огромную территорию, с целью создания в году особой епархии для Сибири.

Эта мера напрашивалась сама собой: Первый архиепископ Тобольский, Киприан, был наделен чрезвычайными полномочиями для восстановления христианского порядка среди весьма диких, чисто колониальных нравов в этих областях.

Его преемник, Макарий, даже получил в году особую привилегию - с ним по всем гражданским вопросам уголовного порядка должны были совещаться воеводы, в то время как из их компетенции были изъяты вопросы церковного характера.

Русская православная церковь - история и современность К концу домонгольского периода Русская Православная Церковь насчитывала 16 епархий включая Тмутараканскую, которая прекратила В середине XVII века идея симфонии светской и духовной властей нашла свое высшее воплощение в эпоху сотрудничества Скачать Скачать документ Читать online Читать online.

Предпосылки Раскола русской православной церкви В XVII веке Русская Православная Церковь пережившая Раскол, который был вызван реформами церковных обрядов и исправлениями в богослужебных книгах. Раскол в русской православной церкви XVII века.

Положение церкви в XV- XVII вв. В начальный период объединения русских земель вокруг Москвы Православная церковь представляла собой большую силу, не только поддерживающую государство, но и История Русской Православной церкви 2.

Русская церковь от крещения Руси до. Реформы патриарха Никона 10— Русская православная церковь от. Русская православная церковь в Северо-Западной Сибири конец XVI-XIX вв. Раскол русской православной церкви в 17 в РЕФЕРАТ. Значение Раскола в русской истории определяется тем, что он являет собой видимую отправную точку духовных противоречий и смут, завершившихся в Нужна качественная работа без плагиата?

Другие дипломные по истории. Не нашел материала для курсовой или диплома? Наш проект для тех, кому интересно, для тех, кто учится, и для тех, кто действительно нуждается!