Кормлениекак способ организации государственной службы - Государственная служба. Принципы организации и функционирования госслужбы

Система добычи и система заслуг как основные модели государственные службы. Анализ моделей госслужбы во многом условен: Тем не менее, такой анализ позволяет классифицировать существующие в мире варианты государственной службы, представить их в схематичном виде для того, чтобы точнее определить природу и специфику российской государственной службы.

Различные варианты организации государственной службы могут быть классифицированы по нескольким основаниям. Если исходить из времени и места возникновения государственной службы учитывая при этом отражаемые в процессе служебной деятельности интересы, можно дать следующую классификацию: Раньше всего государственная служба возникла в восточных деспотиях Китая, Индии, Египта и Междуречья. Практически полное отсутствие в этих государствах гарантий личных прав подданных и частной собственности на землю, тотальная власть верховного правителя иные факторы предопределили основные особенности этого исторически первого вида государственной службы.

Это приводило к деградации государственной службы и упадку государства. Особое место занимала организация государственной службы в древнем и средневековом Китае, которая имела многие формальные признаки современной госслужбы конкурсный механизм формирования, систему экзаменов, надзор за деятельностью чиновников, кадровый резерв и особые механизмы, предотвращающие усиление чиновников и формирование у них устойчивых корпоративных связей.

Тем не менее, госслужба в Китае, как и во всех иных восточных деспотиях, была не способной к изменениям. Поэтому на определенном этапе исторического развития страны она стала неэффективной. Консервация такой модели государственной службы в Китае более чем на лет имела негативные последствия и фактически привела Китай в XIX - первой половине XX века к катастрофе.

В античных государствах, в том числе и в Римской республике, по объективным причинам ситуация была принципиально иной, чем в восточных деспотиях: В Риме имелось разделение на частное и публичное право, а в управлении важную роль играли демократические учреждения.

В связи с этим государственная служба рассматривалась не только как служение суверену, но и как осуществление необходимых для всех слоев общества публично-властных функций. В Новое время становление института государственной службы связано с переходом от феодальной раздробленности к централизованным государствам, одним из важнейших атрибутов которых стал разветвленный и многочисленный чиновничий аппарат.

Раньше всего институт профессионального чиновничества появился во Франции и Германии. Именно в этих странах сформировались основные элементы континентальной модели государственной службы: В отличие от континентальной Европы, Англия гораздо дольше обходилась без профессиональной государственной службы в современном смысле этого слова.

Ее место занимала полулюбительская администрация с нерегулярным характером материального вознаграждения. Подобная ситуация сложилась в силу ряда исторических и географических причин в том числе - отсутствия постоянной необходимости обороняться от внешних враговвследствие чего в Великобритании сформировалась децентрализованная система управления с развитым местным самоуправлением, на уровне которого традиционно решалось большинство практических вопросов.

Некоторые элементы данной уникальной модели государственной службы распространились затем в английские колонии, где были существенно скорректированы и доработаны.

В США принцип самоуправления получил еще более последовательную реализацию, чем в Англии. На выбор модели государственной службы в конкретной стране влияет ряд факторов, среди которых следует выделить такие, как:. Специфика исторического развития этих стран появление и нормативно-правовое регулирование института профессиональной государственной службы.

Раньше всего институт профессионального чиновничества появился во Франции. В Великобритании и США законы статуты, акты о государственной службе и статусе государственных служащих появились только в конце Х1Х века. Специфика правовой системы англосаксонская или романо-германская правовые системы. Для стран англосаксонской правовой системы Великобритания. Канада, Австралия, Новая Зеландия характерно отсутствие унифицированной системы законодательства по вопросам государственной службы и наличие большого количества разрозненных нормативных правовых актов.

В странах романо-германской правовой системы Франция, Германия, Италия основными регуляторами государственной службы являются Конституция и комплексные законы.

Специфика государственного устройства государство федеративное или унитарное, тоталитарного или демократического типа. В странах с федеративным устройством США, Канада существует два уровня законодательства о государственной службе - федеральный и субъектов федерации.

Каждый из перечисленных факторов может служить основанием для типологизации. Несмотря на специфику и разнообразие подходов к организации и правовому регулированию государственной службы в разных странах вполне понятно стремление современных ученых и политиков выявить типические наиболее общие черты, их сильные и слабые стороны, установить тенденции и закономерности развития.

Это необходимо в первую очередь для оптимизации и выбора модели государственной службы наиболее адекватной современным условиям и требованиям. Основная причина попыток разобраться в существующем многообразии подходов состоит в том, что в результате существенных изменений в мировой социально-экономической жизни в х годах ХХ века основные модели государственной службы перестали соответствовать потребностям времени.

Начиная с х годов ряд государств приступил к проведению реформ государственной гражданской службы, что обычно сопровождалось принятием нового законодательства. Главными целями этих реформ являются, как правило, преодоление основных недостатков государственной службы, повышение эффективности государственного аппарата и его адаптация к управлению быстро изменяющимися социально-экономическими отношениями. Реформы законодательства о государственной службе идут по пути сближения, взаимообогащения и взаимопроникновения различных моделей государственной службы.

В англосаксонской модели основным недостатком стала ее излишняя запутанность и несистематизированность; в романо-германской — замкнутость, высокая изолированность от общества.

В процессе реформирования в странах с англосаксонской правовой системы происходит унификация государственной службы, построение ее целостной системы, повышается роль системообразующего закона в регулировании государственной службой.

14.4.3. Основные принципы организации и функционирования системы государственной службы

В странах романо-германской правовой системы основной акцент делается не столько на структурную перестройку, сколько на увеличение открытости государственной гражданской службы, расширение сферы применения конкурса при поступлении на.

Постепенно идет отказ от сложившейся практики предоставления государственных должностей по формальному принципу и переход на более демократическую систему. Можно встретить и другие попытки типологизировать системы государственной службы. Так, интерес представляет модель, разработанная С.

Согласно его подходу различают:. В основе их различения лежат альтернативные способы, критерии комплектования кадров государственной службы, определения пригодности индивида к исполнению обязанностей государственной службы.

Определение пригодности индивида к исполнению обязанностей государственной службы может быть основано:. В первом случае речь идет о системе государственной службы, в основе которой лежит критерий лояльности государственных служащих, то есть их личностной преданности действующему государственному порядку. Вторым основанием могут служить источники комплектования кадров государственной службы.

Кормление — Википедия

В том случае, если независимо от должности для всех должностей используются и внешние, и внутренние источники, речь идет об открытой системе государственной службе. Элитарные и открытые системы не взаимоисключают друг друга.

Когда высококвалифицированные кадры в дефиците, более предпочтительными считаются элитарные системы как более избирательные. Открытые системы опираются на более гибкий, децентрализованный подход к комплектованию персонала. Тесная связь организации государственной службы с государственным устройством позволяет выделить государственную службу в федеративных и унитарных государствах.

На основании классификации двух видов государственной службы можно выделить несколько основных моделей государственной службы, существующих в современных зарубежных странах:. Рассмотренные основания типологизации и моделирования государственной службы не единственно возможные. Представляется удачным подход, предложенный Е. Скобеевым, который отличается комплексностью и высокой степени рациональности. По мнению авторов, выбор системы модели государственной службы в первую очередь базируется на решении двух ключевых проблем: В правовом государстве используемый способ решения этих основных проблем официально провозглашается и, что особенно важно, закрепляется в основополагающих нормативных правовых актах Конституции, основах законодательства о государственной службе и т.

Таким образом, система добычи и система заслуг являются основными общепризнанными способами комплектования кадров, и как следствие, базовыми системами моделями государственной службы.

В рамках этих моделей выделяют более частные системы, которые принято называть элитарными. К наиболее ярким проявлением этих систем в соответствии с выделенными критериями комплектования лояльность или компетентность относится номенклатурная система и карьерная.

В наиболее общем виде рассмотренный выше подход к систематизации способов организации государственной службы представлен в таблице ХХХ. Бюрократия в США вызрела позже демократии, что предопределило появление важной особенности американской разновидности англосаксонского вида госслужбы: Основным отличием системы заслуг от системы добычи является специальные требования качества государственного служащего, его квалификация в области государственного управления.

При системе добычи квалификация государственного служащего тоже является привлекающим фактором для руководителя государства, однако, не она является определяющим критерием; более важным в этом случае критерием является возможность руководителя осуществлять реальный контроль над таким лицом. Критерий демократичности или критерий доступности должностей государственной службы для выходцев изо всех слоев общества в системе добычи можно проиллюстрировать историческими примерами. Крупный реформатор Петр 1 привлек для работы в своем государственном аппарате А.

При подборе в свой государственный аппарат лиц незнатных руководитель государства имеет возможность довольно свободно с ними справляться, казнить и миловать, а при необходимости и расправляться, в частности в конце своей жизни Меньшиков был сослан в Березов Тюменской области.

Подобный же исторический пример можно иллюстрировать и решением Наполеона назначить министром полиции бывшего вора Франсуа Видока. Можно ли сказать, что факт доступа отдельных лиц с низов в государственный аппарат говорит о демократичности системы добычи? Вероятнее всего нет, так как критерии демократии и демократичности лежат в иной плоскости, чем.

В систематизированном виде проявления основных способов комплектования государственного аппарата можно представить в виде следующей таблицы таблица ХХ. Для группировки высокая, так как власть захватывается легко и быстро; для государства низкая в связи с низкой квалификацией аппарата. Исторически система добычи возникла первой и применяется до сих пор, но направление исторического прогресса лежит в плоскости движения к системе заслуг.

Особенно наглядно исторически неизбежный процесс перехода от системы добычи к системе заслуг можно проследить на примере развития этого процесса в США.

Систему добычи в США ввел президент Д. Вашингтон, а его преемники ее укрепили. Доктрина президента США Джексона в г. Каждый следующий президент в США считал своим естественным правом после победы на выборах компенсировать свои затраты за счет назначения на должности государственного аппарата лиц, которым считал себя обязанным своим успехом на выборах. Не нужно забывать этнографическую особенность мышления американского народа в основе которой лежит первенство предприимчивости, глубокое убеждение, что лучший человек, это тот, кто имеет свою собственную фабричку или магазин.

В этом случае человек чувствует себя хозяином, может свободно строить режим своего труда и быта, ни перед кем не отвечать, благосостояние зависит только от своей трудоспособности, он может рисковать по своему усмотрению в бизнесе от достижения роскоши до разорения и так далее.

В этой системе ценностей работать на государственной должности является последним делом, ибо на государственной должности необходимо подчиняться, режим дня строго регламентирован, зарплата фиксированная, а любой риск на работе может повлечь изгнание с должности. Отсюда получалось, что на государственную должность в основном претендовали неудачники в бизнесе.

Доктрина президента Джексона не предполагала, что должностные обязанности в государстве требуют квалифицированного их исполнителя. Между тем историческое развитие капитализма свободной конкуренции, его перерастание в империалистическую стадию, на которой конкуренция предпринимателей поддерживается или даже инициируется государством, В этих условиях неграмотные должностные лица в государственном аппарате не могут создать контролируемые государством условия предпринимательства, которые способствовали бы успешному развитию частной инициативы и успеху частного предпринимателя своей страны на внешних рынках.

Эти действия аппарата заключаются в установлении стандартов продукции, определении политики хозяйствования, регулировании труда, производства и обмена, наконец, в правовой и физической защите своих предпринимателей от проникновения предпринимателей других стран, в обеспечении экспансии своих предпринимателей на рынки других стран, Иначе говоря, империалистическая стадия капитализма требует квалифицированного государственного аппарата и формула президента Джексона потерпела фиаско.

Однако для перехода от системы добычи к системе комплектования, построенной на отборе наиболее способных и квалифицированных кадров претендентов на государственные должности, был необходим психологический толчок. Таким толчком в США послужили события года, когда в США в результате президентских выборов победил президент Д. Считая, что в силу правил системы добычи он может свободно распоряжаться государственными должностями и капиталами, он назначил на ряд государственных должностей своих сторонников на выборах.

Затем следует трехлетняя испытательная служба на руководящем посту среднего уровня и в случае положительной оценки — зачисление в руководящий состав на постоянной основе. Отсутствие эффективного контроля и обязательной отчетности как в государственной сфере, так и в сфере частного предпринимательства привело страну на грань анархии и хаоса. В годы правления Николая I, Александра II, Николая II произошло фактическое разделение государственной службы. Путь наверх начинается со сложных экзаменов, к которым допускаются лица определенного возраста чаще всего до 30 лет , имеющие высшее образование. Реформа местного управления в Московском государстве середины XVI в. Принцип равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой.

Гито, оказался настолько неудовлетворен новой должностью, что застрелил своего патрона. Этот факт всколыхнул общественное мнение в США и в году здесь быт принят закон Пэндлтона, реформировавший всю систему комплектования кадров государства, и который, в сущности, действует до сих пор. Он отверг систему добычи spoils systemа на ее место предложил систему заслуг merit system.

Система добычи отмеченная высокой степенью политизированности государственной службы, отождествлением с властью, низкой степенью изолированности административной власти от политической, сильным влиянием политики на государственную службу, широкими возможностями перехода кадров из административной элиты в политическую и наоборот. Учреждение специализированного государственного органа для подбора кадров на государственную службу, своеобразного министерства государственной службы, которое в США получило название Комиссии гражданской службы; эта Комиссия является первым в истории США независимым агентством, которое под названием Управления кадровой службы УКС действует до сих пор.

Устанавливалось, что никакое министерство не может само себе подбирать кадры, минуя УКС.


Коментарии:

    Некоторые исследователи указывают, что наибольшее влияние на табель оказали правовые нормы Шведского, датско-Норвежского и Прусского королевств. Конституция разделила весь объем государственно-властной деятельности на законодательную, исполнительную и судебную ст. Поэтому должность необходимый элемент государственной службы.





2016-2017 xn--80affnb5agibdkmu0b2j.xn--p1ai