Перейти на главную страницу
Поиск по сайту

Состав фонетической системы русского языка количество фонем - 404 ошибка

Звуки речи, не обладая собственным значением, являются средством для различения слов. Изучение различительной способности звуков речи является особым аспектом фонетического исследования и носит название фонологии. Фонологический, или функциональный, подход к звукам речи занимает ведущее положение в изучении языка; изучение акустических свойств звуков речи физический аспект тесно связано с фонологией.

Для обозначения звука, когда он рассматривается со стороны фонологической, пользуются термином фонема. Как правило, звуковые оболочки слов и их форм различны, если исключить омонимы. Слова, имеющие одинаковый звуковой состав, могут различаться местом ударения муку - муку, муки - муки или порядком следования одинаковых звуков кот - ток.

Слова могут содержать и такие наименьшие, далее не членимые единицы речевого звучания, которые самостоятельно разграничивают звуковые оболочки слов и их форм, например: Следовательно, фонема служит для различения звуковой оболочки слов и их форм. Фонемы дифференцируют не значение слов и форм, а лишь их звуковые оболочки, указывают на различия в значении, но не раскрывают их характера.

Различное качество звуков [а] и [о] в словах бак - бок и бачок - бочок объясняется различным местом, которое эти звуки занимают в словах по отношению к словесному ударению.

Кроме того, при произнесении слов возможно влияние одного звука на качество другого, и вследствие этого качественный характер звука оказывается обусловленным позицией звука - положением после другого звука или перед ним, между другими звуками. В частности, для качества гласных звуков оказывается важным положение по отношению к ударному слогу, а для согласных - положение в конце слова.

Следовательно, качество звуков [о] и [г] в данных словах оказывается в той или иной степени зависимым от позиции этих звуков в слове. Понятие фонемы предполагает разграничение самостоятельных и зависимых признаков звуков речи. Самостоятельные и зависимые признаки звуков соотносятся неодинаково у разных звуков и в различных фонетических условиях.

Так, например, звук [з] в словах создал и раздел характеризуется двумя самостоятельными признаками: Отсюда следует, что в одних фонетических условиях у звуков преобладают признаки самостоятельные, а в других - зависимые. Учет самостоятельных и зависимых признаков уточняет понятие фонемы. Независимые качества образуют самостоятельные фонемы, которые употребляются в одной и той же тождественной позиции и различают звуковые оболочки слов. Зависимые качества звука исключают возможность употребления звука в тождественной позиции и лишают звук различительной роли и потому образуют не самостоятельные фонемы, а лишь разновидности одной и той же фонемы.

Следовательно, фонемой называется кратчайшая звуковая единица, независимая по своему качеству и потому служащая для различения звуковых оболочек слов и их форм. Качество гласных звуков [а], [о], [у] в словах бак, бок, бук фонетически не обусловлено, не зависит от позиции, а употребление этих звуков тождественно между одинаковыми согласными, под ударением.

Состав фонем современного русского языка

Поэтому выделенные звуки обладают различительной функцией и, следовательно, являются фонемами. Звуки русского языка можно рассматривать с точки зрения той роли, которую они играют как знаки звуковой сигнальной системы, выработанной носителями русского языка для обозначения определенного смысла в процессе речевого общения.

Звуковые оболочки слов и их форм в речевом потоке то есть в естественных условиях речевого общения представляют собой различного рода звуковые сигналы, образуемые определенными линейными сочетаниями звуковых единиц или единичными звуками.

Звуковой строй русского языка как и любого другого являет собой отлаженную систему минимальных звуковых единиц, функционирующих в качестве сигналообразующего материала, из которого автоматически и непрерывно производится отбор первичных звуковых элементов для образования и модернизации звуковых оболочек слов в совокупности всех словоформ. В звуковой сфере русского языка действуют сотни тысяч звуковых комплексов и отдельных звуковых единиц, в которых закодированы номинации наших понятий и представлений о явлениях и предметах окружающего мира.

В состав гласных фонем входят пять сильных фонем - и , у , е , о , а - и две слабые фонемы: Фонема - является минимальной единицей языка, это значит, что разделить ее дальше нельзя. Но, тем не менее, фонема представляет собой сложное явление, так как она состоит из ряда признаков, которые не могут существовать вне фонемы.

Признаки фонем могут быть различительными дифференциальными и неразличительными интегральными. По различительным признакам фонемы образуют оппозиции противопоставления. Дифференциальные признаки фонемы различны, но в каждом языке их набор ограничен. Так, в русском языке признак твердостимягкости согласных является дифференциальным ср.

Фонемы реализуются в звуках речи. Все звуки, реализующие данную фонему, называются аллофонами, иначе вариантами. Другие признаки оказываются неразличительными в случае, если нет другой фонемы, прямо и однозначно противопоставленной по этому признаку. Важнейшим понятием фонологии является понятие позиции, которое позволяет описать фонологическую синтагматику, т. Фонологическая позиция, условия реализации фонем в речи.

Позиция, в которой фонема сохраняет своё отличие от всех др. В противном случае позиция является слабой. Понятие позиция используется и при анализе на др. В теории Московской фонологической школы - сложная единица фонемного уровня, не имеющая сильной позиции, вследствие чего невозможна ее точная идентификация. Гиперфонема объединяет в себе все признаки звуков [к] и [г] - велярность, взрывность, глухость, звонкость и т.

Выдающийся русский языковед Николай Сергеевич Трубецкой , один из теоретиков Пражского лингвистического кружка научной школы , в который он вошел в эмиграции после революции года, считал, что в этом случае имеет место особая фонема, которую он назвал архифонемой.

Если архифонема - это единица с неполным комплектом признаков, то гиперфонема - это двойной или даже тройной набор признаков. Московская фонологическая школа - одно из направлений в исследовании звукового уровня языка.

Она возникла в конце х гг. Сидоров и последователи Г. Основа теории МФШ - особое учение о фонеме. Важнейшее положение этого учения - необходимость последовательного применения морфемного критерия при определении фонемного состава языка.

В соответствии с этим вводятся понятия функции фонемы перцептивная и сигнификативная , фонетической позиции, позиционного чередования, распределения дистрибуции , дифференциальных и интегральных признаков фонемы, чередований, гиперфонемы. Фонема - это ряд позиционно чередующихся звуков, которые могут не иметь никаких общих фонетических признаков, они объединены только своими позиционными характеристиками.

Фонемы в свою очередь могут объединяться в группы также в зависимости от своего позиционного поведения, а не по признаку акустического сходства. Это происходит, если в какой-то позиции фонемы выражены одним и тем же звуком. Нейтрализованные фонемы образуют гиперфонему. Основные положения, выдвинутые при анализе фонологического строя языка, применяются МФШ и при рассмотрении суперсегментных явлений: Идеи школы нашли применение в теории письма - графике и орфографии, создании алфавитов, практической транскрипции и транслитерации, в исторической фонетике, диалектологии и лингвистической географии, преподавании неродного языка.

Основное положение МФШ - позиционно чередующиеся единицы представляют собой модификации одной и той же единицы более высокого языкового уровня - оказалось достаточно продуктивным при описании явлений словообразования, морфологии, синтаксиса, лексики, поэтики и др. Ленинградская фонологическая школа - одно из направлений в исследовании звукового уровня языка. Основоположником школы был выдающийся лингвист Л. В соответствии с его определением фонема рассматривается как единица, способная дифференцировать слова и их формы.

Языковую функцию фонемы Щерба также связывал с ее способностью участвовать в образовании звукового облика значимой единицы языка - морфемы, слова. Матусевич развили его идеи о том, что система фонем того или иного языка - не просто результат логических построений исследователя, а реальная организация звуковых единиц, обеспечивающая каждому носителю языка возможность порождения и восприятия любого речевого сообщения.

Понятие фонемы в ЛФШ отличается от того, как оно трактуется другими фонологическими и фонетическими учениями Московской фонологической школой, Пражской лингвистической школой , прежде всего тем, что оно обеспечивает возможность и обязательность использования характеристик конкретных материальных явлений акустических, артикуляторных для образования значимых единиц языка.

Именно этим обеспечивается принципиальный интерес последователей этой школы к материальным свойствам звуковых единиц, к исследованиям в области экспериментальной фонетики, к поиску новых методов анализа и синтеза речи, к разработке рекомендаций для различных способов передачи звучащей речи на большие расстояния. За последние годы в этих областях российская наука достигла выдающихся успехов.

Суть разногласий между школами сводится к различному пониманию фонемы и ее произносительных вариантов. Щербы и его сторонников фонема — это автономная, независимая от морфемы, звуковая единица, звуковой тип, в котором по принципу акустической близости объединяются различные произносительные оттенки. В отличие от этого отправной точкой во взглядах московских лингвистов на фонему была морфема.

Фонема и ее границы определяются в данном случае тождеством морфем. Здесь вводится понятие фонемного ряда, то есть видоизменений фонемы в пределах одной морфемы, понятие вариаций и вариантов фонем и т. Транскрипция - это способ передачи на письме звукового облика значимых единиц языка. Существуют разные виды транскрипции, основные из которых - фонематическая и фонетическая.

Фонематическая транскрипция отражает фонемный состав слова или последовательности слов, фонетическая - некоторые звуковые особенности реализации фонем в разных условиях. Если для фонематической транскрипции достаточно использовать столько знаков, сколько насчитывается фонем в данном языке, то для фонетической, естественно, необходим более богатый набор символов, при помощи которых можно было бы отразить те или иные особенности звучания.

Условность любой транскрипции очевидна: Тем более мы не отражаем такой транскрипцией функциональной сущности фонемы - например, ее способности встречаться в определенных позициях, ее участия в оппозициях другим фонемам. Еще более условной является фонетическая транскрипция, поскольку она передает лишь некоторые свойства комбинаторно-позиционных аллофонов и не может быть связана с каким-то определенным звучанием.

Тем не менее, необходимость использования транскрипции очевидна. Фонематическая транскрипция позволяет представить каждую значимую единицу языка как последовательность минимальных единиц, образующих фонологическую систему, и тем самым обеспечивает содержательный лингвистический анализ и системы фонем, и фонемного состава слова.

Контрольная работа: Фонологическая система русского языка

Заметим, что все проблемы транскрипции - это проблемы записи в виде графических знаков тех единиц, которые являются по своей природе совсем иными: Для человека, владеющего своим родным языком, таких проблем не существует: В качестве транскрипционных знаков используются или знаки международной фонетической транскрипции, или знаки щербовской транскрипции, основанной на международной, или какие-либо другие знаки, принятые в той или иной транскрипционной системе.

Для транскрипции русских слов часто используют знаки кириллицы с некоторыми дополнительными значками - диакритиками. Общефонетическая традиция употребляет для обозначения русских гласных следующие знаки: Каждая из этих фонем может активно участвовать в образовании и различении звуковых оболочек значимых единиц, ограничение для них касается только одного фактора: Для обозначения согласных фонем используются в основном знаки латиницы с некоторыми диакритиками, т. Чаще всего используется знак мягкости справа и выше строки: Для того чтобы получить представление о фонемной транкрипции согласных, приведем орфографическую запись слов и их транскрипцию.

Фонематическая транскрипция передает слово по составу фонем.

Фонологическая система русского языка

Каждая фонема, независимо от позиции изображается всегда одним и тем же символом. Фонематическая транскрипция применяется в записях примеров и парадигм грамматики, где важна структурная, а не произносительная сторона дела.

Фонематическая транскрипция нуждается в значительно меньшем количестве знаков, чем фонетическая, так как количество фонем всегда меньше, чем количество вариантов фонем. Текст фонематической транскрипции заключается в ломанные скобки. При фонематической транскрипции ударение не обозначается, а транскрибированные морфемы соединяются дефисами в пределах слов, которые в свою очередь отделяются пробелами.

Подберите примеры, иллюстрирующие все возможные фонетические варианты фонем, основным вариантом которых являются:. Определите, с каким безударным гласным звуком чередуется ударный в приведенных ниже словах; определите, какую фонему представляют эти звуки. Определите позиции звуков в данных словах: Укажите сильные и слабые позиции согласных по признаку твердости — мягкости и глухости — звонкости.

Запищите в фонетической транскрипции. С помощью проверочных слов или изменения словоформ приведите к сигнификативно сильным позициям звуки, стоящие в слабых позициях.

Учитывайте морфемную структуру слова. Запишите фонематическую транскрипцию данных предложений. На озере всюду разбросаны большие и маленькие острова.

Я не ошибся, - вся опушка была усыпана мелкими птицами. Со стороны деревни был слышен первый хоровод. В это время и рыбаки сговаривались для первого выезда на озеро. Фонологическая система русского языка. Состав гласных и согласных фонем 1. Типы фонологических позиций 1.

Практические задания Список литературы 1. Состав гласных и согласных фонем Звуки речи, не обладая собственным значением, являются средством для различения слов. В русском языке представлено 43 фонемы 37 согласных и 6 гласных. Типы фонологических позиций Важнейшим понятием фонологии является понятие позиции, которое позволяет описать фонологическую синтагматику, т. В сильной позиции фонема представлена разновидностью, которая называется основным видом фонемы.

Ленинградская Петербургская фонологическая школа ЛФШ Ленинградская фонологическая школа - одно из направлений в исследовании звукового уровня языка. Определите, какими фонемами различаются слова. Подберите примеры, иллюстрирующие все возможные фонетические варианты фонем, основным вариантом которых являются: Список литературы Валгина Н. Т ЮНИТИ-ДАНА, — с. Русский язык и культура речи. ВЛАДОС, — с.

Толковый словарь русского языка - М.: Наука, — с. Все работы, похожие на Контрольная работа: Рефотека ру refoteka gmail.


Другие статьи на тему:



 
Copyright © 2016-2017
xn--80affnb5agibdkmu0b2j.xn--p1ai