Перейти на главную страницу
Поиск по сайту

Весенняя обрядность и ее воспитательное значение - Весенне-летние обряды

На Федора вновь шли на кладбище, причитали там и звали мертвых родителей. Особо был отмечен в календаре день Георгия Победоносца 23 апр. Он считался днем окончательного торжества весны над зимой, что было, среди прочего, связано с ассоциациями имени, о которых мы говорили в гл.

Именно потому в народе говорили: Выпавшая в этот день роса передавала жизненную силу, потому на нее, по поверью, следовало выгонять скотину.

Юрьев день вообще - день первого выгона скота в поле. Помогала она и людям - "от сглазу, от семи недугов". По ней катались, чтобы получить здоровье. Это, видимо, связано с целительной функцией умершего и воскресшего персонажа мифа, с которым, видимо, соотнесен Георгий, отстреливающий в заговорах из лука болезни. Звучанием имени святого был, очевидно, обусловлен и обычай с этого дня начинать сев яровых.

В Егорьев день на русском Севере совершались крестные ходы: Дети в этот день обходили дома, "кликали Егория" специальными закличками, желающими блага скоту, за что получали гостинцы. Но все же св. Георгий мыслился не столько покровителем скота эта функция принадлежала св.

Николаю , сколько его защитником от лесных опасностей. Как мы уже говорили, святой считался хозяином диких зверей. В народе верили, что "на Юрья святой Егорий разъезжает по лесам на белом коне и раздает зверям наказы", говорили: На вешнего Егория было запрещено работать, иначе волки будут резать скотину. С Егорьева дня начинали водить хороводы - древние обрядовые танцы, связанные с символикой магического круга-оберега и солнца. При этом могли исполняться песни магического содержания, заклинающие плодородие типа: В Белоруссии даже известен любопытный обряд "заскаквання" - затанцовывания весны, когда молодежь группами обходила дворы, кружась вокруг каждого в хороводе с пожеланиями хорошего урожая, обеспеченности и т.

Существовало много видов хороводов - разомкнутые и сомкнутые; скорые танцевальные, песнепляски , распространенные на юге, и северные хороводы-процессии; орнаментальные и игровые первые не несут сюжетного действия и сближаются с магическим орнаментом характером повторяющихся движений, вторые воспроизводили те или иные жизненные ситуации, иногда в лицах, играющие могли изображать животных, птиц.

Известны разнообразные фигуры хороводов. Орнаментальные хороводы, как и собственно орнаменты на одежде, инструментах, у оконных и дверных проемов домов, выполняли функцию зашиты от враждебных сил.

Потому направление их было посолонь, то есть по солнцу, по часовой стрелке. Впрочем, встречаются и хороводы, идущие в обратном направлении.

Статья по теме: Народные обряды и праздники как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста | скачать бесплатно | Социальная сеть работников образования

Их назначение могли мотивировать так: Определенную роль в возникновении поверья могло сыграть звучание имени: Р - присутствуют в слове мокрый и в именах ряда Мара-Марена-Макрина-Маркита, о которых мы уже говорили выше: С этого времени сев яровых начинался и на севере. Следующий день - Симона Зилота - породил еще одну магическую пословицу: Впрочем, в некоторых местностях в этот день землю считали именинницей: Тогда же копали кренья для лечебных знахарских зелий и искали клады.

Это событие крестьянину было малопонятным, зато само слово "Царьград" наводило его на мысль о граде, который не однажды приносил гибель его посевам. Поэтому земледельцы считали за грех на обновление Царьграда сеять, иначе градом побьет хлеб".

Благодаря другому созвучию на Константина и Елену Олену, Алену сеяли лен: Из праздников подвижного цикла на й день по Пасхе приходилось Вознесение с приуроченными к нему весьма характерными обрядами. Все они связаны с вертикальной осью мира, направлением вверх, и определяют как судьбу человека в будущей жизни, так и рост культурных растений.

В этот день всюду пекли из теста "лесенки" иногда - с 7-ю ступенями, по числу небес христианского вероучения. При их помощи гадали о посмертной участи. Но чаще их, а также вареные яйца и даже ложки при еде подбрасывали вверх с приговором, заклинающим рожь вырасти так же высоко. В этот же день совершался девичий запретный для прочих обряд "крещения и похорон кукушки". Ее сажали на или под березу, накрывали платком и трижды перекрещивали; девушки при этом кумились, что состояло в поцелуях и обмене мелкими вещами: Все это сопровождалось песнями с упоминанием кукушки: Сакрально отмеченным периодом была седьмая неделя по Пасхе - "семиковая", "зеленая", "зеленые святки", а особенно три ее дня: Семик, приходящийся на четверг, родительская суббота и собственно Троица - воскресенье, й день по Пасхе и центральный праздник периода.

Связанный с этим временем цикл обрядов символизировал смену весны летом. Его ветвями украшались дома и улицы, вокруг срезанной березки водили с песнями хороводы. Завивали с особыми песнями ветви березок. Последнему обряду придавалось очень большое значение, о чем свидетельствует следующая запугивающая песня: Кто не идет Венков завивать, Положь того Колодою дубовою, Детей его Курчижкою сосновою!

Кто венков не вьет, Того матка умрет! А кто вить будет, Того жить будет! Смысл завязывания несло и кумовление, когда завязывались, устанавливались близкодружественные связи; ср. В конце обряда деревце развивали и выбрасывали с причитаниями в реку. Развязанная жизненная сила должна была магически перейти в будущий урожай, о чем существовали специальные песни.

Бросая венки в воду, опять же с соответствующими песнями, девушки гадали на Троицу о судьбе. Этот обряд подробно описан в челобитной нижегородских священников г.: Седчи, поядят те приносы, и, восстав от яда, кояждо их поимутся две-две, и пришед к той березе, и зовъют тоя березы ветви в колца и скозе те колца творят целование, и от того целования беззаконного зовутся кумами и розходятся, а на праздник Сошествия Святаго Духа паки сходятся тем же обычаем, тако же песни сатанинския с плескою поют и тако, поедчи приносы, паки целование творят в тех же колцех, и поломав тоя березы ветви вершее, промеж кои целовались, и свив ветки, полагают их на главах своих и сносят на воду".

Известен древний обычай посещения на Троицу могил. И егода начнут играти скоморохи, и гудцы и перегудники, они же, от плача преставше, начнут скакати и плясати и в долони бита и песни сатанинские пети Неделя, им завершаемая, называлась также "русальной": Особо часто это случается в Духов день и на Троицу или в четверг и пятницу перед Троицей ; в эту неделю остерегались купаться, ездить в одиночку через засеянное поле.

Впрочем, были и средства уберечься от русалок: Боятся они и ладана. В этот период русалки способны легко превращаться во что угодно - птиц, животных и даже неодушевленный предмет: Известно множество рассказов о встречах с русалками и даже о поимке этих речных и лесных простоволосых красавиц.

Русалки - души заложных покойниц - существа по природе враждебные живому человеку; в их облике много от духов природы, в частности - рек, что позволило еще Е.

Б. П. Кирдан русский фольклор

Кагарову назвать этот образ контаминационным, смешанным. Их название, связанное с названием всей недели русальной, напоминает о давно предложенном наукой сближении славянских русалий они известны и балканским славянам, и румынам с античными "розалиями" - праздником, совершавшимся на могилах умерших безвременно и приуроченным ко времени расцветания роз.

На Руси праздник поминовения заложных покойников приходился на Семик, причем во многих местах был сопряжен с продажей детских игрушек преимущественно дудок, пищалей, свистков, а также глиняных шаров и громким криком, шумом, свистом, откуда вятское название этого праздника "свистунья" старинное "свистопляска".

Шум здесь, вероятно, форма магической защиты от враждебных духов; с той же целью поднимали шум и стрельбу у свадебного поезда. Таким образом, строго различались поминальные дни по умершим "своей" смертью старики, предки, "родители", "деды" и заложным.

Дело в том, что "души умерших детей и молодых людей, не вступивших в брак, могли возвращаться на землю в весенне-летний период, а "родители", "деды" - в осенне-зимний. При этом признаком появления на земле душ первой категории было расцветание цветов". Эти души при помощи различных ритуальных средств старались "спровадить" обратно. Для этого в Семик совершались обряды, известные в разных регионах как "похороны русалки", "проводы русалки" или ее "изгнание". Скажем, в Рязанской губернии в прошлом веке хоронили русалку таким образом: Сделавши из досок гроб, кладут туда куклу, покрывают ее кисеею и убирают цветами.

Парни, девушки и молодые бабы несут гроб на берег реки; девушки наряжаются - кто священником, кто дьяконом, кто дьячком, делают кадило из яичной скорлупы и поют "Господа, помилуй! Все идут со свечами из стеблей конопли.

У реки русалке расчесывают волосы и прощаются с нею, целуя ее, причем одни плачут, другие смеются. Заколотивши гроб, привязывают к нему камень или два и бросают в воду. После этого обряда поют песни и водят хороводы". На Рязанщине же "всю троицкую неделю русалок изображали девушки, гулявшие по деревне с распущенными волосами, в одних рубашках. Во вторник русальской недели молодые бабы и девицы рядились в мужские костюмы или оставались в рубашках, изготавливали плети и уходили в поле, где пели плясовые песни, устраивали хороводы, а на обратном пути нападали на мужчин, стегая их плетьми.

В ночь на заговенье Петрова поста жители изгоняли их, вооружившись палками, косами, кнутами. С криком "гони русалок! Во многих местах в воскресенье перед Петровым постом или в воскресенье после Троицы сжигали женское чучело русалки, устраивая костер за селом в сумерки, прыгали через огонь с целью очищения от того зла, которое причинили злые духи".

Наконец, в обряде "проводов русалки" она иногда бывает представлена в виде чучела, точно так же как мы видели в обряде "похорон русалки". Но чаще всего русалку изображает девушка с распущенными волосами, в одной рубашке или даже без нее, часто украшенная цветами, иногда верхом на кочерге и с помелом через плечо. Такую русалку весело провожают обыкновенно до лесу или до ржаного поля, где она скрывается от провожающих.

Известны и другие обряды аналогичного назначения: В итоге большинства обрядов "русалку" бросали вниз - в яму, лог либо оставляли в промежуточной области пространства, где вероятнее всего прорыв сил Хаоса, - на меже поля, обнаруживая этим мифологический смысл обряда. Заметим также, что можно усмотреть определенное сходство между обрядами "зеленой недели" и зимними святками, календарно ей "симметричными", что отражает симметричную противопоставленность сезонов - летнего и зимнего солнцеворота.

Не забудем, что времена года, как и время суток, были связаны с мужским или женским началом: Потому зимой колядуют преимущественно парни - "агенты" представители наступающего, близящегося мужского периода, а летом безобразничают и обходят с "русалкой дома" девушки и женщины: К началу Петровского поста 9-я неделя по Пасхе был приурочен праздник Ярилы, о котором говорилось в гл.

Петров день Петр - поворот, солноворот - 25 июня нового стиля, летнее солнцестояние, после чего "солнце идет на зиму" продолжал цикл весенне-летних календарных праздников, завершавшихся купальской обрядностью, хранящей следы древних ритуалов летнего "критического периода" мира.

Впрочем, этот цикл, центральный на Украине, во многих русских регионах сохранился плохо - важнейшим по размаху обрядовых действий периодом была масленицы на Украине, в свою очередь, куда менее значительная. Одним из ключевых ритуальных моментов этого периода, связанного, вероятно, с персонажем языческого пантеона Купалой, были общие купания с песнями. С Аграфены начинали купаться под открытым небом, непременно мылись и парились в банях, предварительно заготовив в лесу веников на год вперед заготавливали тоже под специальные песни.

Умывались утренней росой для здоровья, а затем купались спозаранку на Ивана. На Аграфену собирали травы и коренья для лечения и знахарства. Ночи в этот период жутковатые, поскольку, как это обычно бывает во время критического состояния мира, активизируются все силы, питаемые Хаосом, - не только целительные и способствующие плодородию, но и инфернальные то есть адские , темные, демонические.

По украинским данным, "в ночь на Ивана Купала деревья переходят с места на место и разговаривают между собой посредством шелеста листьев; беседуют друг с другом животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой".

Ради такой силы и собирали в это время травы, которые использовались не только в лечебно-магических целях, но и для поиска кладов мифический цветок папоротника , как приворотное зелье и оберег от бед и напастей. Важно понять, что традиционный человек не отделял "физического" и магического воздействия целебных трав, а потому важнейшим условием их лечебной силы был правильный то есть определенный соответствующими правилами выбор времени и места сбора, а также выполнение необходимых ритуалов, в том числе пение особых песен.

Вот одна из них: Марья Ивана Марья Ивана В жито звала! Сам Бог ходит, Жито родит: Жито родит, В наше жито! В нашем жите В нашем жите Сам Бог ходит! В нашем жите Ядро с ведро! Ядро с ведро, Ядро с ведро, Колос с бревно! Смоленщина В этом тексте можно усмотреть древний мифологический мотив близнецов, вступивших в кровосмесительную связь, выделяемый исследователями в качестве ключевого для купальского цикла. Топоров, "в основе мифа, реконструируемого по многочисленным купальским песням и другим фольклорным текстам, лежит мотив кровосмесительного брака брата с сестрой, воплощаемых двуцветным цветком иван-да-марья - важнейшим символом купальских обрядов; желтый цвет воплощает одного из них, синий - другого".

Эротический смысл песни - от первой строфы до финальных мотивов "ядер" и "бревна" - достаточно прозрачен. С близнечной парой Иван - Марья была связана магия любви и плодородия Бог в жите приносит урожай , а также целебной силы.

Интересна формальная сложность текста, выдающая значительную его древность: Все это говорит об архаичности и хорошей сохранности текста, донесшего до нас незапамятную языческую древность. Эротическая символика была весьма характерна для купальских праздников Купалу не зря сопоставляют с римским Купидоном. Речь, в частности, идет о ритуальном обливании водой и грязью всех, а особенно молодежи противоположного пола, завершавшегося совместным купанием.

Очевидно, перед нами следы языческой сексуальной свободы в купальскую ночь, бывшей неизбежной составной частью магии плодородия. Любовные мотивы весьма часты в купальских песнях. Но те же тексты донесли до нас еще один существенный мотив: В юго-западных регионах были распространены варианты приведенной выше песни, говорящие об этом вполне определенно: Марья Ивана на улицу звала, Марья Ивана на улицу звала, Марья Ивана: Пойдем, Иван, Пойдем, Иван, На улицу, Пойдем, Иван, Будем глядеть - Ведьма идеть В наше жито.

Ня иди, ведьма, В наше жито - У нашем жите Сам Бог сидит, Сам Бог сидит С боженятами: Бог Илюшка, Сын Петрушка. Эта песня, кстати, записана фольклорной экспедицией Российской академии музыки им. Гнесиных в г. Тогда же записаны варианты текста "ведьма сидит в нашем жите" "выйди, ведьма, с наша жита" и т. Ведьма, как известно, могла сделать на поле так называемый "залом" - вещь чрезвычайно неприятную и опасную. Как пишет ТА Новичкова, "кто сожнет залом - иссохнет и умрет, кто съест хлеб, в котором будет содержаться мука из зерен колосьев залома, - умрет, пустит солому на подстилку - скот околеет.

Заломы делали только ведьмы, мужчины-колдуны не могли. Ведьма выходила на залом в одной рубахе без пояса около полуночи, приступая к залому, сбрасывала и рубаху.

Если кто-нибудь увидит ведьму идущей на золом, колдовство не выйдет, возвращающейся с поля - умрет тот, кого она встретит. Избавиться от смерти можно было только убив ведьму. Ясно, что от такой напасти нужно было оберегаться, что и отразилось в заклинательных текстах песен.

Велико значение в купальских празднествах не только воды, но и огня. На Украине в ночь на Купала с песнями жгли костры, вокруг которых плясали и через которые прыгали: Как писал в конце XVI в. Купала на Крестителя утопете и огненое скаканя отсечете Кстати, по полесским данным, цикл обрядов, связанных с купальскими огнями и потоплением куклы, также восходит к обрядам изгнания ведьмы. Но на великорусской территории костры на Купала практически отсутствовали. Поскольку праздник связывался с солнцем солнцестояние , в обычае было пускать с горок обвязанные соломой и подожженные колеса колесо - древний солнечный символ: Обязательной среди прочих игр были горелки - игра, наполненная мифологической символикой и, видимо, восходящая к языческому ритуалу.

Она состояла в том, что играющие образовывали пары и становились вереницей. Впереди тот, кто водит "горящий", "горельщик", "горюн". Ему нельзя оглядываться назад. Либо он, либо все игроки выкрикивали пели: Стой подоле - Гляди в поле.

Едут там трубачи Да едят калачи. Погляди на небо - Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Звезды горят, Журавли кричат - Гу, гу, гу, убегу.

Раз, два, не воронь, Беги, как огонь. После этого "горящий" смотрит на небо, а задняя пара в это время, отпустив руки, бежит - один по одну сторону вереницы пар, а другой - по другую, стараясь соединиться снова впереди "горящего".

Если это удается - он продолжает водить, если нет и "горящий" ловит кого-нибудь, то оставшийся без пары становится "горящим". Мифологический смысл игры реконструируется из текстов припевок, которые в разных регионах были различными.

Едет Захарка, Сам на кобыле, Жена на коровке, Дети на тележках, Слуга на собаках, Погаяди-ка вверх - Там несется пест! Стой, гори на месте, Гори, не сгорай, По бокам глазами Поменьше стреляй, А гляди на небо, Там журавли, А мы ноги унесли! Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Глянь на небо - Птички летят, Колокольчики звенят: Диги-дон, диги-дон, Убегай скорее вон! Основные мотивы, встречающиеся в припевках: С большой долей гипотетичности эти мотивы можно подверстать под сюжет "основного мифа" о Громовержце: В одной из припевок выступает все "святое семейство": Громовержец на коне, его жена на коровке вспомним предполагаемую символику божьей коровки и дети в других вариантах их, возможно, замещают птицы.

Поимка водящим убегающей пары при таком истолковании символизирует наказание. Впрочем, такое прочтение не является ни доказанным, ни единственно возможным. Этот день считался датой окончательных проводов весны.

Славянская культура Блоги Клубы Картинки Фотоблоги Карта Энциклопедия Экскурсии Пользователи Форум Магазин футболок. Как наши предки относились к перекрёсткам. Я - Лёва Задов, со мной шутить не надо Правь, Явь, Навь как основа древнего православия. Великий Полоз и его дети. Рахманские сакральные тексты велесовицей. Осенины — череда славянских осенних праздников! По материалам курса лекций Рязанского государственного университета имени С.

Последние комментарии Я тоже узнала о нем только из этой статьи, раньше и фамилии-то такой не слышала. Светлана Целуйко вчера в По поводу террористического акта, это зря конечно, все таки люди погибли и вымыслом Лидия вчера в Интересно было ознакомиться со столь масштабным трудом.

Никогда не понимал почему на Первоисточники есть, но все написанное в них можно трактовать на свой манер SmileBoy вчера в Человек жил максимально насыщенной жизнью и винить его за это не вижу смысла. Хоть здесь к "Истории Государства Российского" Андрей Бородинский вчера в Я видела этот фильм, там и правда много интересного, да вот только фактов мало, а те, Марина вчера в Лента комментариев Все комментарии. Информация Правила пользования О ресурсе Пресс-центр Пресс-релиз Наши баннеры. Специальные проекты Проекты Магазин футболок Магическая кнопка.

Магазин футболок Акции О магазине Новости Славянской Культуры Как сделать заказ Оплата и доставка Оптовым покупателям Информация Контакты.


Другие статьи на тему:



 
Copyright © 2016-2017
xn--80affnb5agibdkmu0b2j.xn--p1ai